Вторая половина II века до н.э. ознаменовалась для Рима триумфом в Пунических и Македонских войнах. Но не смотря на это, внутри общества обострились социальные и экономические противоречия. Огромные потоки богатств и новых земель погрузили римское общество в кризис.
Некоторые солдаты конечно несколько выиграли, но самый большой приз получили военно-политические лидеры из числа сенаторов. В их руках сосредоточилась львиная доля добычи. А если учесть, что они же получили губернаторские назначения в завоеванные провинции, то поток богатства продолжил течь в их карманы. А все эти процессы шли на фоне обнищания большинства римских граждан.
Большие потоки денег и рабов, увеличение земельной собственности в среде крупных землевладельцев, приводили к к обницанию рядового землевладельца. Отныне их товары не могли конкурировать с дешевыми товарами, произведенными в латифундиях. Мелкий крестьянин-собственник, производящий товары собственным трудом, не мог конкурировать с богатым землевладельцем, который использовал дешевый рабский труд.
Результат был неизбежен. Мелкие землевладельцы разорялись. А ведь именно они были основой основ римской армии. Соответственно резко сократился мобилизационный ресурс Рима.
К концу II века до н.э. Рим увяз в войне с нумидийским царем Югуртой. Неудачи римской армии привели к смене руководства и на должность командующего был назначен Метелл. Но это не ускорило победу, а учитывая его конфликт с служившим при штабе Гаем Марием, только затягивало войну. Благодаря интригами своих друзей в Сенате, Марий был отозван в Рим и избран консулом. Это позволило ему начать формирование новых легионов. Под знамена были призваны «эвокаты» - отслужившие в армии ветераны.
Но одними ветеранами войны не выиграть. Тогда он прибег к беспрецедентному способу набора рекрутов - призыв безземельных жителей Рима.
Рекруты из числа римского пролетариата теперь нанимались на службу на определенный период – вероятнее всего, на двадцать лет. Солдаты получили legitima stipendia (законные платежи). Кроме того, вместо ежегодной присяги – sacramentum — солдаты давали клятву, которая распространялась на всю их военную карьеру.
Следует отметить два момента.
- Ввиду нового способа формирования легионов, римская армия получила статус профессиональной. Следовательно, на новый уровень были подняты обучение и дисциплина. И как мы можем заметить, в более поздний период, именно эта армия позволила Риму не только завоевывать новые земли, но и удерживать.
- Политика набора войск по собственной инициативе, введенная Марием, вопреки оппозиции сената, создала опасный прецедент, который использовали многие генералы до конца периода республики. Это привело к тому, что многие полководцы набирали армию по собственной инициативе, и для личных целей.
Тесная связь солдат с их полководцем была зафиксирована во второй части присяги, гласившей
Мы уйдем на покой, когда наша служба будет завершена, с разрешения консула.
Но нововведения Гая Мария не ограничились новым способом рекрутирования. Манипулярная тактика показала свое превосходство против македонской фаланги при Пидне. Но она была эффективна ровно до тех пор, пока римляне не столкнулись с агрессивной, атакующей тактикой варварских племен. Не успев восстановиться после нумидийской войны, римлянам пришлось противостоять кимврам и тевтонам. А они делали ставку на стремительный натиск с самого начала битвы. Сметая первый ряд манипул, неприятель проникал вглубь строя через широкие интервалы между манипулами.
Поэтому первым мероприятием Мария стало увеличение численности главной боевой единицы. На смену манипулам пришли когорты. В состав легиона было введено 10 когорт по 600 человек, в то время как манипула насчитывала всего 120 человек. Каждая когорта делилась на 6 центурий по 100 человек. Столь стремительный рост тактических единиц усилил роль младших командиров. С ликвидацией манипулярной тактики, в прошлое ушло и деление пехоты на гастатов, принципов и триариев.
Каждый легион получил свою идентичность и ему придавалась «аквила» - священный орел легиона. В годы республики он изготавливался из серебра, позже замененного на золото. С появлением штандартов, появились и номерные обозначения каждого легиона.
С началом реформ римскую армию покинули велиты и римская кавалерия, которая показала свою низкую боеспособность в войнах с Карфагеном. Последняя была заменена на более боеспособную кавалерию наемников.
Уход от разделения на гастатов, принципов и триариев, сделало бессмысленным различие в вооружении. Гасту, главное оружие триариев, сменил метательный пилум. Все легионеры получили однообразное вооружение. Был улучшен римский доспех.
Но для эффективной борьбы с новым врагом требовалось в разы увеличить маневренность римских легионов. Для этого необходимо было избавиться от громоздких обозов. Всю амуницию, провиант и шанцевый инструмент, отныне, переносил на себе легионер. А чтобы легионер выдержал подобную нагрузку, ему необходимо много упражняться. Да, на выходе мы получили всем известных «мулов Мария».
Как итог - в Риме появилась профессиональная армия.
Подписывайтесь на мои каналы в Телеграм, Однокласниках или Вконтакте. Там еще больше публикаций.