Найти тему
legoman_russia

И не друг, и не враг, а так... О культуре LEGO в России

Решил я было в свойственной мне манере написать о культуре LEGO вообще и в нашей стране в частности. Хотел порассуждать о терминах, привлечь мощь понятийного аппарата и результатов исследований из области культурологии и социологии, вникнуть в суть явления субкультуры в целом и вообще поделиться мыслями о чем-то глобальном. Но внезапно пара событий изменила вектор моего повествования. Посмотрим, что из этого получится.

Я уже много раз писал, что раньше и длительное время буквально грезил идеей музея LEGO, основательно приобретая все мыслимые наборы для будущей экспозиции. А один мой знакомый приобретал наборы просто немыслимые - самое редкое из того, что вообще удавалось достать. Познакомились мы с ним довольно давно, но на фоне взаимного увлечения минифигурками. Даже после того как я избавился от изрядной порции своих наборов всех серий, что выпускались с начала нулевых, мы обсуждали с ним идею музея. Но теперь уже - музея истории компании и сопровождавших её сувениров. Но не сложилось. Но сейчас не об этом.

Знакомый мой - один из самых старательных коллекционеров кого я знаю. А знаю я многих и по всему миру. Так что любая единица его коллекции имеет всю полноту сопровождающего материала.

Например, этот вариант хромированного C-3PO из Австралии приобретен им не сам по себе, а с конвертом и письмом от LEGO и прочими документами от исходного владельца. Не придраться.

И вот решил он оставить для себя лишь сувенирные минифигурки. А все иное, вроде эксклюзивов SDCC и NY Toy Fair продать. И обратился - в музей LEGO, один из действующих в нашей столице.

Никто же не станет противиться мнению, что музей, будь то государственный Эрмитаж или частный, но открытый для публичного посещения, является частью культуры, формируемой вокруг того, что предлагается к обозрению и изучению на выставках. Раз речь про музей LEGO, то и посетители музея - тот самый генофонд, потенциально несущий в себе хотя бы что-то от соответствующей культуры. Ну или готовый крупицы такой культуры впитать, вскормить и прорастить на благо всех страждущих.

-2

Вот, например, музей LEGO в Праге. Одно время самый крупный в Европе. С разветвленной сетью филиалов по всей Чехии. Центр сосредоточения фанатов, как из местных жителей, так и туристов. Персонал - готов не просто ответить на все вопросы, но и поддержать беседу. Постоянный спонсор и организатор каких-то мероприятий для фанатов.

А у нас? А у нас на кухне газ. И ...все. Да, есть мелкие постоянно действующие выставки. Но назвать их музеями язык не поворачивается. Те, что покрупнее, заточены на создание смежных активностей вроде игровых залов. Бизнес как он есть и винить в этом никого не стоит. Однако, что в этом от культуры LEGO?

Одному такому музею знакомый мой предложил на продажу несколько очень редких, даже штучных экземпляров, имеющих историческую ценность. Вопрос оплаты не стоял. Было бы желание, а выкупить в музее вещицу вполне способны. Однако же, началось все с непонятного "а что это?", хотя казалось бы, кадры решают все и кадры - наше все. Однако с такими кадрами далеко не пойдешь. Кто будет отвечать на вечные "почему" тому мальчишке с бегающими глазами? Точнее, что ему можно ответить, если сотрудники "музея" не имеют представления об элементарном - об истории компании, предметы которой позиционируются как суть деятельности того самого "музея"?

Я, помню, несколько раз пытался навести мосты с сотрудниками небезызвестной у нас торговой сети. Результат - ровно один человек из сотни, который просто выразил желание узнать нечто большее за пределами ассортимента на складе. Остальные живут по принципу: больше продаж, выше бонус к зарплате.

Все это хорошо, но не формирует культуру LEGO, не создает движение фанатов. Это как на голодный желудок заварить себе ролтон, а о пользе, вкусе и эстетике пищи не подумать совсем.

А уж ошибок сколько совершается повсеместно! Наблюдаю время от времени за одними блогерами нашими. Тематика видео - уровня таблицы умножения для студентов-дипломников. При этом даже здесь подача - неполная совершенно. Но самое главное - полная тишина в ответ. Никаких попыток коммуникации и обратной связи на мои замечания и комментарии. Хотя, случалось раз - удалили в телеге мой комментарий. Наверное мешал продажам, наставляя на необходимость довести до читателей полную и достоверную информацию

Кстати, та самая торговая сеть и сейчас страдает этим же в публичной сфере. А ведь когда-то они упрекнули меня в том, что все, чем я делюсь о сувенирах LEGO, является едва ли не выдумкой. И даже больше - компания LEGO не подтвердила им правдивость моих слов да и факта существования самих сувениров! Просто интересно, кого они там спрашивали? Может меня несколько десятков датчан, сговорившись, решили обмануть и представились сотрудниками компании? А фигурки я сам где-то печатаю и массово через подставных лиц время от времени продаю на том же eBay? Чудеса да и только.

Очень культурно, в общем. Причем не в смысле такого их поведения, соответствующего нормам приличия, а в смысле общественного достижения в рассматриваемой сфере, и формируемой на ее основе системы отношений и ценностных установок.

-3

Ну а раз никакой культуры LEGO у нас нет, не будет у нас никогда ни фестивалей масштаба Brick Fair и ему подобных, ни единого источника изучения самого феномена LEGO (а именно в таком качестве эту компанию воспринимают повсеместно, кроме нас).

И будем довольствоваться тем, что кому-то посчастливилось увидеть через стекло минифигурку Mr. Gold, считая ее верхом совершенства и желаний. При этом будем ныть о его чрезмерной стоимости, совершенно пренебрегая тем, что равное количество денег остается на Авито в обмен на никому не нужный изгрызанный хлам. Ибо жадность пределы не имеет и состоит в том, чтобы иметь больше и длиннее, нежели качественнее и ценнее. Куда проще обсасывать банальщину от крутых ютуберов, питая собственную зависть и обрекая себя на деградацию. Ведь самим сделать что-то, наверняка и мой этот текст прочитать, мало кому по силам. А уж ответить и дискутировать... Не по Сеньке шапка.

И никому создавать культуру LEGO не хочется. Никому не хочется быть частью этой культуры или организатором. Куда проще организовать небольшую сходку, где можно дешево купить, продать или обменять обычный ширпотреб за рассуждениями о том, что LEGO стоит дорого и в России его почти нет, и что перекупы совсем обнаглели. А даже в рамках таких сборищ рассказать и послушать что-то интересное - зачем? Мозг и без того пресыщен быстрым дофамином от переизбытка тупых по содержанию и бездумно скопированных видео об очередном нечто не стоящим ничего. А тут думать надо - о технике конструирования, о постижении логики дизайнеров, еще о тысяче мелочах...

Но именно "думать" - это и есть источник и результат культуры. А думать у нас, видимо, не принято. То ли тенденция такая, то ли сформировавшаяся атрофия самых важных нервных окончаний.

Однажды я проводил эксперимент в одной маленькой группе единомышленников. Вопрос стоял простой - сформулировать хотя бы тезисно, почему вы увлечены LEGO. Самым унылым стало то, что из полусотни откликнувшихся людей, ответ на вопрос дали всего три или четыре человека. Остальным было просто все равно. LEGO они конечно любят. За счет него можно пополнить кошелек небольшой прибавкой к заработку за счет глупых школьников. Но вникнуть в суть, научить чему-то тех же школьников - увы...

В одном я уверен искренне - у нас точно присутствует и даже царит полное бескультурье LEGO. Выводы делайте сами