Из каждого утюга сейчас несётся про внедрение искусственного интеллекта, использование нейросетей и других цифровых инструментов. Не обошёл этот гвалт стороной и сферу образования. Оптимисты, часто далёкие от реальной работы школы или вуза, сыплют бравурными лозунгами.
Например, есть некий «Альянс в сфере искусственного интеллекта», в который входят «Яндекс» и «ВК», «Газпром нефть» и «Сибур», «Сбер» и «Российский фонд прямых инвестиций», созданный правительством РФ. Так его представители считают, что с помощью искусственного интеллекта (ИИ) можно проектировать индивидуальные учебные программы и сэкономить кучу времени преподавателя.
И первое-то сомнительно, потому что ИИ обучается на большом массиве данных, т. е. либо разработает программу на усреднённого Васю Пупкина, либо кто-то должен собрать, внести и обработать данные по конкретному студенту, что вызывает больше вопросов, чем реальных действий.
А что с экономией времени?
Эксперты другой некоммерческой, но созданной государством, организации – «Национальная технологическая инициатива» – идут ещё дальше и называют конкретные цифры:
Иван Линдберг («СейфНет») оценивает экономию времени в 4–5 раз, а его коллега, Игорь Бедеров, предсказывает, что к 2030 г. сокращение времени работы учителя благодаря ИИ достигнет 10-кратного размера. Источник: сайт газеты «Ведомости».
Как они это посчитали? За счёт чего такое счастье обрушится на учителей?
Не торопитесь волноваться, что учителя останутся без работы.
Другой эксперт, в этот раз представитель университета ИТМО, с гораздо большей осторожностью высказывается про внедрение ИИ в работу преподавателей:
«Оно требует большей нагрузки на учителей: валидации материалов и системного понимания результатов обучения», – осознаёт Александр Бухановский, руководитель «Национального центра когнитивных разработок» на базе ИТМО. Источник: сайт газеты «Ведомости».
И тут я с ним абсолютно согласна. Чтобы какой-то инструмент заработал, его нужно сначала освоить. Да, с помощью нейросети можно и учебный план дисциплины написать, и тест с разными вариантами ответа составить, и даже проверить всё, что ученики-студенты пришлют, но…
… сначала преподавателю придётся сделать свою «домашнюю работу»: выбрать ту нейросеть (ИИ), которая подходит для решения этой конкретной задачи. Многие из тех, которые нахваливаются разными экспертами (ЧатДжиПиТи (англ. ChatGPT), Миджорни (англ. Midjourney) и др., не доступны на территории России. А это значит, что нужно искать другие подходящие аналоги. А это время.
Окей, нужный инструмент найден. Теперь необходимо разобраться с его возможностями и функциями. А это опять время.
И только после этого учитель может начать генерировать какие-то задания для своих конкретных уроков. С первого раза, точно, не получится: искусственный интеллект – это всего лишь база данных того, что накоплено и оцифровано. С ним тоже нужно учиться работать. Методом проб и ошибок найти те запросы (промпты, на языке компьютерщиков), которые будут выдавать тебе удовлетворительные результаты. А это опять время.
В общем, в обозримом будущем сокращения времени работы учителей и преподавателей не предвидится.
Вы только не подумайте, что я какой-то ретроград и скептик. Я просто в восторге от всех этих технических штучек и буду постепенно вам о них рассказывать. Я просто не люблю, когда неадекватно оцениваются затраты времени, особенно когда речь идёт о преподавательском труде.
А вы уже используете нейросети в своей работе?