В швейцарской церкви можно исповедаться искусственному интеллекту. Сомнительный эксперимент или прогрессивные нововведения, которые позволят церки привлечь молодую паству.
Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения, технологии и общения.
Сегодня будет эмоциональная статья, потому что я в шоке.
Часовня Святого Петра в швейцарском городке Люцерн считается одной из древнейших в городе. Она выглядит очень скромно: нет привычной нашему глазу иконописи на стенах и потолке. Серые каменные стены, деревянные скамьи.
Представили?
А теперь представьте такое объявление у входной двери (его не было в реальности, но что-то подобное вполне могло висеть на стене):
«Братья-прихожане, вы устали от земной суеты и вас гнетут тяжёлые мысли? Наши двери всегда открыты! В исповедальной кабинке установлен Иисус с искусственным интеллектом, которому можно покаяться в грехах на 100 разных языках».
Т.е. в исповедальне вместо священника теперь находится компьютер. Пришедший на исповедь христианин видит через решетчатый экран аватар – изображение нейросетевого Христа.
Ваши чувства?
Лично мне так и хочется сказать – в тихом омуте черти водятся.
И как вы думаете, кто всю эту дикость замутил? Местный теолог, Марко Шмид. Ему, видите ли, было интересно:
«Мы хотели увидеть и понять, как люди реагируют на Иисуса с искусственным интеллектом. О чём бы они с ним поговорили? Будет ли им интересно поговорить с ним? Мы, вероятно, первопроходцы в этом деле».
Мне кажется, что есть дела, которые бы лучше не затевать. Опять же вспомним русско-народную мудрость:
Благими намерениями вымощена дорога в ад.
А Марко Шмид, явно, считает, что делает благое дело.
Даже называет его по-научному – «эксперимент». Церковь в Люцерне уже несколько лет сотрудничает с исследовательской лабораторией местного университета в области иммерсивной реальности. Они проводили эксперименты с виртуальной и дополненной реальностью.
И абсолютно логичным, на их взгляд продолжением, стала установка аватара.
«Мы обсуждали, что это будет за аватар – богослов, обычный человек или святой? Но потом мы поняли, что лучшей фигурой был бы сам Иисус», – цитирует Марко Шмида газета «Гардиан».
Как вы видели на фото – сверху церковь реально маленькая. И для инноваций было трудно найти место так, чтобы прихожане могли наедине пообщаться с нейросетевым Иисусом.
Поэтому руководство (не знаю, как их правильнее назвать) решило поменять своего живого священника на инсталляцию, которую назвали «Бог в машине»! (кто там говорит, что искусственный интеллект оставит всех без работы? может быть, вы и не далеки от истины).
В августе 2024 в кабинку священника установили компьютер и провели провода. Айтишники из исследовательской лаборатории написали специальную программу и стали обучать искусственный интеллект теологическим текстам.
Посетители (мне трудно назвать их верующими) задавали вопросы длинноволосому изображению Иисуса, которое транслировалось на экран, расположенный за деревянной решёткой. И получали ответы, сгенерированные с помощью искусственного интеллекта.
Мой внутренний вопрос – зачем? Зачем ты пойдёшь исповедоваться к бездушной машине, расположенной в церкви? С таким же успехом можно излить душу своему компьютеру, планшету, смартфону…
Мне кажется, такие церковные эксперименты всё дальше уводят нас от Бога …
А мои коллеги, которые гораздо лучше меня разбираются в тонкостях информационных технологий, сразу стали обсуждать технические аспекты.
«Это означает, что происходит обучение ИИ на паттернах грешников».
И дальше уже на грани сарказма:
«Где-то, наверняка, собирается статистика греховности. А это значит, что должна работать аналитическая модель, которая приоритизирует профилактику конкретного богонеугодного поведения».
«А затем искусственный интеллект будет для ИИ-пастора разрабатывать проповедь исходя из наиболее распространенного типа грехопадения в отдельно взятой пастве».
Звучало бы очень смешно, если бы не было так нереально грустно и дико.
Ваша,
Надежда Урусова