Найти тему

Добрая история о том, как правильно подобранные книги могут изменить жизнь

Есть суровые и жестокие книги о книгах, вроде «Библиотекарей», а есть – светлые, добрые и душевные. Книга, о которой пойдёт речь в сегодняшней статье, относится к последним.

«Служба доставки книг» (автор – Карстен Себастьян Хенн)

История на страницах этой книги повествует о человеке по имени Карл Кольхофф и его буднях. Всю свою жизнь Карл работает в книжной лавке и обладает чудесной способностью: он предлагает людям такие книги, которые им непременно понравятся. Сам про себя он правда скромно думает, что до старого владельца лавки ему далеко (вот тот действительно был виртуозом!)

Жизнь его идёт своим чередом, тихо и размеренно. Немного огорчает собственное одиночество и то, что с новой хозяйкой лавки отношения никак не складываются, но Карл не унывает: главное, ему есть для чего жить.

Занят Карл вроде бы пустячным делом - разносит людям заказанные книги. Не самая популярная и востребованная услуга, но привносит в его жизнь некоторый смысл и упорядоченность.

«Я - как стрелка на часах. Можно было бы подумать, что ей грустно раз за разом проходить один и тот же путь и возвращаться к началу. Но всё как раз наоборот: стрелка наслаждается уверенностью в выборе пути и цели, уверенностью в том, что путь не будет ошибочным, всегда будет точным и принесёт пользу».

Его мир (его "круг") насчитывает что-то около пары квадратных километров. И есть в этом мире, (а точнее в его восприятии Карлом) одна погрешность. Заказчики - не просто реально живущие люди, но и отражения персонажей из книг. Немудрено, ведь Карлом прочитаны тысячи романов, рассказов, новел, а память на имена живых людей не очень. Так, черезмерно серьёзный владелец богатого особняка в воображении Карла становится Фицуильямом Дарси, грустная девушка превращается в рано вышедшую замуж Эффи Брист, а затворница, строящая каламбуры из слов, – в Пеппи Длинный Чулок. Человек, развлекающий работниц фабрики красивым чтением вслух, с лёгкой руки нарекается Чтецом. Такая же судьба ожидает остальных персонажей. На страницах книги появляются Геркулес, доктор Фауст и сестра Амариллис.

Восприятию книги такие параллели ни капельки не мешают. Она прекрасно воспринимается и без знания романов, в которых живут перечисленные персонажи, однако они придают ей определенную атмосферу и очарование. 

Как и лающий кот по имени Пёс.

Все они живут в настоящем мире и с ними у Карла случаются занимательные диалоги.

- Какая толстая, - сказала Эффи и надула щёки, принимая заветную книгу.
Карл улыбнулся.
- С каждой новой книгой человек должен получать время, чтобы прочитать её не торопясь.

Вскоре, появляется и персонаж, которому Карлу никак не удаётся придумать книжное имя – маленькая девочка по имени Шаша. Образ её постоянно меняется и ускользает. Шаша - одна из главных действующих сил в сюжете. Увязавшись вслед за Карлом (несмотря на все его протесты), Шаша внимательно-превнимательно наблюдает за заказчиками, а затем с решительной детской непосредственностью решает своими наблюдениями поделиться. Она уверенно заявляет: все эти люди покупают совершенно не подходящие им книги.

Грустная девушка читает романы, в которых всё непременно закончится плохо – зачем? (Так уж ли ей надо примиряться со своей несчастной жизнью?) Ищущий красоты и уюта человек читает философские сочинения – в них он хочет найти что? (Не будет ли ему интереснее попробовать создавать что-то своими рукама, а что касается книг.. то в них просто насладиться прекрасным художественным миром?) А... Впрочем, эти размышления лучше читать в самой книге.

- Присмотрись внимательнее, Книгоходец! Люди улыбаются, когда ты приходишь, но не когда распаковывают книги. Ты для них куда важнее этих книг. Возможно, в глубине души они понимают, что это совсем не те книги.

Ведя этот разговор о книгах, Шаша и Карл спорят: что значит "подходящая" книга? Идеальная? Таких, все знают, не бывает. Скорее, это такая книга, которая прочитана в подходящий момент и отзывается в сердце. Наверное, у каждого читающего человека бывали моменты, когда он открывал книгу, проживал её как никакую другую, а отдельные моменты живо вспоминал спустя многие годы. Даже если книга эта не считается признанной классикой.

Несколько соображений на этот счёт высказывалось ещё в первой главе, задавая тон всей книге:

«Грубер всегда говорил: "Не важно, ЧТО вы читаете, важно что вы ЧИТАЕТЕ. Карл не считал, что так можно сказать про всё, что печатается. Всё же под обложками иногда прячутся мысли , подобные яду. Впрочем, лекарство на страницах бывает чаще.  Даже для того, о чём мы и не подозреваем, иногда нужно лекарство»

Позже Карл говорит Шаше::

- Я ношу и те книги, которые мне не нравятся. Те, которые со мной не говорят. Знаешь, книги ведь говорят не со всеми. Кроме того, даже глупая книга может натолкнуть на умные мысли. Немного глупостей еще никому не повредили. Просто нужно быть осторожным, чтобы не распространять их повсюду.

Идеальных книг нет. Но есть книги, которвй могу быть по сердцу то у или иному человеку. Первой пытается помочь заказчикам Шаша, затем за дело берётся сам Карл – хотя и понимает, что рискует работой.

Попутно набирает обороты конфликт с владелицей лавки (дочкой прежнего владельца). Как уже говорилось, Карл работает здесь с незапамятных времён. С предыдущим владельцем они были лучшими друзьями, а его дочку Карл нянчил на коленях. Годы прошли, девочка выросла, но по какой-то причине (неважно по какой) ценностями отца не прониклась. И это непонимание, почему же отец так любил книги и своё дело, будит в ней раздражение. На отца она злится за то, что он ругал её за разрисованные обложки, на Карла – например, за то, что тот как-то пришёл в школу оспорить у преподавателя несправедливую (как ей показалось) оценку. События эти остались в детстве, но, даже став взрослой, женщина воспринимает их как что-то постыдное. Есть искушение, желание избавиться ото всёго, что напоминает ей о неприятном.

И главное, действовать рационально. Ведь сентиментальность и невыгодные проекты вроде доставки книг небольшому числу покупателей вредит делу.

(Или всё-таки нет?)

Так вот: уволить или нет, а если уволить, то когда? Нужно выбрать подходящий момент, чтобы остальные сотрудники не возмутились.

«Наутро Карл чувствовал себя книгой, потерявшей несколько страниц».
(...)
«Для всех них это был просто очередной день, когда приходил торговец книгами Карл Кольхофф. Для Карла это был первый день, в котором он ощущал отголоски своей прошлой жизни, как эхо.
Когда он вернулся домой, страх сотрясал его так, будто огромная рука пыталась вытрясти из него малейшие осколки счастья, все до последнего»

В конце книге, как во всякой добротной истории, есть кульминация и катарсис. По несчастливому стечению обстоятельств Карл думает, что про него все забыли, что он прожил напрасную жизнь и теперь остаётся только довлачить своё существование до логического конца. Но, поскольку хотя бы книгах должен быть хороший конец, узнав о беде Карла, на помощь ему охотно приходят те, кому он помог. Он считал помощь само собой разумеющейся, и они тоже, а бездействовали, оказывается, потому что ничего не знали о нём.

Полного примирения всех и со всеми не происходит, но того, что есть, достаточно, чтобы поверить: добрые дела отзываются в сердцах людей.

В общем-то вся книга об этом: о добрых делах и о тех, кто может увидеть добрые поступки, и о тех, кто не видит их, даже если показывать на них пальцем и громко кричать.

Подойдет она, таким образом, прекрасно тем, чьи сердца отзываются на добрые поступки и негодуют, когда сталкиваются с холодностью и несправедливостью.

К тому же, она вся пронизана любовью к литературе. Всегда приятно вспомнить, почему книги прекрасны:

Знаешь, люди ведь все больше забывают о чтении. При этом между книжных обложек - люди и их истории. Внутри каждой книги - сердце, которое начинает биться, когда ее читаешь. Потому что это сердце соединяется с твоим.

Спасибо, что дочитали до конца. Если обзор понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Будем читать хорошие книги вместе :)