Рассмотрим эту ситуацию на примере. Человек купил тур в Стамбул, вылет из аэропорта Ростова-на-Дону планировался на 27 февраля. Однако из-за проведения спецоперации на Украине аэропорт закрыли для гражданских самолётов, и бесполётная зона продлевалась.
Отменённый тур был приобретён и договор был заключён в турагентстве. Покупатель обратился в агентство с требованием о компенсации расходов на поездку, так как возникли форс-мажорные обстоятельства. Однако в просьбе было отказано. Агентство мотивировало свой отказ на основе официального письма от туроператора, где не были указаны точные сроки возврата средств.
Возникает вопрос: кто несёт ответственность за возврат средств — туроператор или турагент?
В таких случаях рекомендуется сначала подать заявление на возврат средств в турагентство. Если компания по какой-либо причине откажется возвращать деньги добровольно, пострадавшая сторона может обратиться в суд. При этом туроператор будет привлечён к ответственности как соответчик в судебном процессе.
Возможно ли туристу вернуть средства, если его турпоездка была отменена из-за закрытия аэропорта?
С 24 февраля Росавиация ввела бесполётную зону для гражданских судов в 11 аэропортах на юге и западе России. Полный список городов и аэропортов можно найти на официальном сайте Росавиации.
Для коммерческих организаций, таких как авиакомпании и турфирмы, подобные ограничения являются форс-мажорными обстоятельствами. Это означает, что они не обязаны платить штрафы за неоказание услуг, указанных в договоре, своим клиентам. Однако они должны вернуть полученные средства в полном объёме или, согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, предложить пострадавшим клиентам равноценную альтернативу (билеты на другие рейсы, другие направления туристических путёвок и так далее).
Важно отметить, что конкретный порядок возмещения будет зависеть от специфики работы организации. Например, если авиакомпания отменила рейс, она обязана полностью вернуть пассажиру стоимость билета, даже если его тариф был невозвратным.
Что касается выполнения своих обязательств по туристическим путёвкам, то туристическая фирма может рассматривать начало военной спецоперации как форс-мажорные обстоятельства непреодолимой силы. Очевидно, что вины туроператора в закрытии аэропортов нет. Однако если турагент или туроператор отменяет тур по своей инициативе, они обязаны выплатить клиенту полную стоимость забронированной путёвки на основании статьи 782 Гражданского кодекса РФ. При этом на основании статьи 32 Федерального закона «О защите прав потребителей» компания может удержать часть средств, которые были потрачены на организацию путёвки. Сюда относятся только документально подтверждённые расходы: чеки и платёжные выписки.
Эксперты рекомендуют клиентам внимательно изучать даты на квитанциях. Фирма имеет право удерживать только те средства, которые она уже успела потратить в период до расторжения сделки. Если средства были потрачены уже после отмены поездки, то они не подпадают под нормы закона «О защите прав потребителей». То есть фирма обязана вернуть их в полном объёме.
Также фирма может предложить клиенту отложить поездку на более поздний срок. При этом потраченные средства останутся на депозите и могут быть использованы для оплаты других путёвок и билетов. Либо турфирма может предложить клиенту добраться до другого аэропорта поездом или автомобилем и вылететь оттуда. Однако за клиентом остаётся право не принимать таких предложений и требовать возврата средств с вычетом фактически понесённых туроператором организационных расходов. Если по истечении 10 будних дней с даты обращения туроператор так и не вернул средства, турист вправе обратиться в суд.
Кто несёт ответственность перед клиентом: турагент либо туроператор?
Неважно, с кем именно турист заключил договор — с турагентом или туроператором. В соответствии с законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», ответственность за качество услуг и возмещение ущерба несёт как турагент, так и туроператор.
Если у путешественника возникли претензии к туру и он требует вернуть деньги за несостоявшуюся или организованную с нарушениями условий договора поездку, то турагент и туроператор должны действовать сообща, чтобы решить проблему. Если клиент обращается в суд, то компенсацию могут взыскать с обоих. Конкретное распределение долей компенсации будет определено решением суда.
С кого требовать возмещения средств?
Если вы заключили соглашение с турагентом, то эксперты рекомендуют отправить ему заявление с требованием вернуть вам деньги (абзац 4 статьи 10.1 закона «Об основах туристической деятельности в РФ»). В этом случае шанс на досудебное решение вопроса будет выше.
Некоторые недобросовестные турагенты не выполняют свои обязательства ни перед клиентами, ни перед туроператорами. Если это ваш случай, то обманутый туроператор может выступить свидетелем обвинения или даже присоединиться к вашему иску против турагента. Коллективный иск имеет больше шансов на удовлетворение.
Если турагент не отвечает на ваш запрос о возврате средств в течение 10 будних дней после его подачи, то вы можете обратиться в суд. В иске укажите туроператора и турагента как соответчиков. В заявлении опишите, с кем и когда вы заключили договор.
Также укажите, что вы получили извещение об отмене поездки, но туроператор отказал вам в возврате средств по этой причине или проигнорировал ваше заявление. После разбирательства суд, основываясь на специфике дела, самостоятельно распределит между турагентом и туроператором сумму компенсационных выплат.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!