В публикации приводится краткий обзор трех книг, изданных у нас в 1959-1969 годах, которые я считаю яркими образцами советской авантюрной фантастики – «Тайна «Соленоида» В. Цыбизова, «Зубы дракона» Н. Дашкиева и ГЧ (Генератор Чудес) Ю. Долгушина. Кроме самих произведений привлекает и то, что все эти книги, попавшие мне в руки в далеких 70-х, были изданы не в Москве, а в областных и республиканских издательствах, а такие издания вызывают у настоящих коллекционеров-букинистов повышенный интерес.
Хочу снова выступить перед своими читателями не как читатель, а как коллекционер старых советских фантастических книг. Когда я начинал читать такие книги в далеких 70-х, то, естественно, никакой нормальной библиотеки я не мог собрать. Книги из категории «повышенного спроса» тогда по госцене в магазинах уже не продавались, в комиссионных разделах магазинов фантастика была огромной редкостью, а на приобретение «с рук» у меня, школьника», просто не было денег.
Но я в один прекрасный момент нашел выход, хоть он, конечно же, имел временный успех. Рядом с микрорайоном, где я жил, находился старый заброшенный аэродром с травяным покрытием, а в этих местах во время Великой Отечественной войны шли активные бои. Как-то это поле отдали соседнему колхозу, колхозники его быстро распахали, и на свет Божий повылазили всякие пули, гильзы, хвостовики мин и стальные осколки снарядов. Я ходил на это поле, собирал пули, а потом за домом на костре выплавлял из них свинец.
Была у меня тогда железная моделька самолета МиГ-3 величиной с ладонь. Все мои друзья мне завидовали, потому что в те годы такие игрушки были редкостью. Вот я по всем правилам науки и техники снял с этой модели гипсовый слепок и залил его свинцом. Первый блин оказался комом, но через пару дней экспериментов я научился отливать модель не хуже, чем фирменную.
Таким образом, у меня появился обменный фонд на какие-то другие модели. Продавать свои произведения за деньги я не мог, потому что у контингента, который бы интересовался такими вещами, тоже денег не было. Оставалось только выменять на что-то стоящее.
И вот, однажды один знакомый из соседнего дома предложил мне за копию моей модели МиГ-3 книгу. Правда, эта книга меня не интересовала, потому что была про советскую милицию, к тому же затертая, и, по моему мнению, она не соответствовала моим усилиям по изготовлению свинцового самолетика. Я сказал, что меня интересует только фантастика.
Короче, чтобы не тянуть кота за хвост, скажу, что буквально за неделю я изваял еще два таких самолетика, и мне всё это удалось выменять на три фантастические книги – сначала я стал обладателем повести Н. Дашкиева «Зубы дракона» 1960 года, потом – Ю. Долгушина «ГЧ», тоже 1960-го, и в последнюю очередь - В. Цыбизова - «Тайна «Соленоида», 1959-го. Правда, за «Тайной «Соленоида» мне пришлось ехать аж в центр города, но я прекрасно помню тот момент, когда я, получив эту книгу, шел по улице до самого вокзала, чтобы сесть на трамвай, разглядывал картинки, и даже пытался читать куски текста.
Итак, я стал счастливым обладателем сразу трех очень интересных фантастических книг для своей куцей библиотеки, и меня очень радовал тот факт, что я эти книги получил совершенно бесплатно, потому что на руках они мне обошлись бы рублей в 20 или 25, а эта сумма для меня была совершенно неподъемной.
Естественно, я стал вынашивать наполеоновские планы, планируя поставить производство свинцовых моделей на поток, но вскоре меня ждал облом. Колхозники быстро засеяли это поле, и выставили охрану. Теперь я не мог собирать пули, хотя пытался как-то на это поле проникнуть, но один раз я нарвался на сторожа с дробовиком, который пригрозил мне всыпать в задницу солью, а другой раз на меня спустили собаку – еде ноги унес.
В общем, я лишился своего источника халявного свинца до самой осени, а осенью мне уже стало не до сбора пуль и выплавки самолетиков. Я научился зарабатывать на книги менее трудозатратными способами, например, продавать в школе фотографии всяких рок-звезд. У моего отца был хороший цветной фотоаппарат, я научился им пользоваться и фотографировал конверты пластинок всяких популярных рок-групп типа Deep Purple или Led Zeppelin, которые начали появляться у моих друзей.
Но дело не в этом, речь у меня о тех трех книгах советской фантастики, о которых я рассказал выше. Недавно я вспомнил этот момент, и мне так захотелось поделиться тогдашней моей радостью с читателями, что я решил создать по этому поводу специальную публикацию.
Естественно, самих книг у меня с тех давних пор не осталось, есть только «ГЧ» Долгушина, но совсем в другом издании, а в том, что у меня было тогда – я пока для своей коллекции не нашел.
«Зубы Дракона» Дашкиева у меня только в двух изданиях 1956 и 1957 годов на украинском языке в киевской серии «Библиотека приключений и научной фантастики», а единственного издания на русском языке 1960 года у меня пока что нет.
Зато единственное советское издание «Тайны «Соленоида» Цыбизова у меня есть, правда я купил эту книгу недавно, а та старая куда-то запропастилась еще лет 40 назад, и уже не помню обстоятельств ее пропажи.
Итак, представляю эти три книги, которые я в те годы считал лучшими из того, что в моей коллекции появилось. Можете мне верить, а можете не верить, но недавно я их все перечитал, и они мне опять понравились. Ясно, что это типичные образчики древней советской фантастики хрущевских времен со всеми недостатками, присущими той литературе, но я бы не сказал, что все три книги менее интересные, чем книги тех же Ивана Ефремова, Георгия Гуревича или даже братьев Стругацких. Все три книги хоть и фантастические, но на твердой приключенческой основе, я бы даже сказал – «по-человечески» авантюрной, а вот ни Ефремов, ни Казанцев, ни Стругацкие не писали в авантюрном стиле.
Но, если кто незнаком с советской фантастикой той поры, тот просто не поймет, как это можно было в СССР писать авантюрные романы. Скажу вам по секрету – при Хрущеве можно было, не зря он в конце 50-х организовал этакую «литературную оттепель», и в те годы у нас появилась буквально огромная масса фантастических книг именно авантюрного направления. Чего только стоит эпопея Ивана Цацулина «Атомная крепость» - в том романе с продолжением такое написано, что на голову не налезет, я эту книгу до сих пор читаю с огромным наслаждением, хотя написана она была еще в 50-е годы.
Ну ладно, не о Цацулине сегодня речь, все же его книга издавалась в те годы относительно часто, а я хочу рассмотреть гораздо более редкие издания книг, которые, в принципе, сильно уж редкими не были, за исключением «Тайны «Соленоида». Этот фантастический роман в СССР был издан только один раз, и то, не в центральном издательстве, а в областном, и больше не выходил нигде.
1). Владимир Дмитриевич Цыбизов (1918-1999 гг.), «Тайна «Соленоида», фантастический роман.
«Смоленское книжное издательство», 1959 г., тираж – 75 000 экз., твердая обложка, формат - 130x200 мм, 260 страниц, обложка и внутренние иллюстрации А. Сафонова, цена - 5 р. 60 к.
Роман этот только на первый взгляд кажется серьезным, а на самом деле он пародийный. Пародируется в этом произведении всё – и научное открытие, и шпиономания, и даже советская действительность, хотя пародия в книге так искусно завуалирована, что ее не смогли разоблачить даже цензоры.
Я читал некоторые другие произведения В. Цыбизова, в частности – приключенческие повести «Необычайные происшествия в Пеньках» (1958 г.) и «Клад Наполеона» (1973 г.) – шикарные вещи, написанные мастером. Но вот «Тайна «Соленоида» - это роман совсем другого толка. Мне очень интересны критические заметки по поводу этого произведения – авторы их так ничего и не поняли, они посчитали В. Цыбизова графоманом, даже не удосужившись прочитать другие его сочинения.
А я вот прочитал, и потому скажу – «Тайна «Соленоида» является сугубой пародией, написанной мастером в отчасти графоманском стиле. Для подтверждения своих слов приведу выдержки с двух рецензий, взятых с одного библиографического сайта. Обратите внимание на оценки «нравится» и «не нравится».
«…Мне «Тайна Соленоида» не понравилась. Типичный, но чрезвычайно скучный шпионский роман. Нудные персонажи, нравоучительная тональность повести раздражают. Интрига - нулевая. НФ составляющую не рассматриваю, она была минимальной даже в 1959 году - в году, когда книжка вышла первым и единственным изданием».
Вторая рецензия:
«…Яркий представитель уже основательно подзабытого жанра советского шпионского романа, немного наивный и идеализированый, но точно передающий аромат той далекой эпохи. Правда, чтение это строго на любителя, а любителей подобного рода литературы немного, но мне «Тайна «Соленоида» понравилась».
Вот видите, какие полярные мнения? Цыбизов – не ученый, и потому описанное в его романе глобальное изобретение не претендует на какое-то научное обоснование. А раз не претендует – то тут автору и карты в руки. Вот автор и распорядился – он очень тонко высмеял и собственное изобретение, и шпиономанию, и даже покусился на мир, в котором вращался. Так что если будете этот роман читать – читайте его как пародию, и тогда это чтение вас очень сильно порадует.
2). Николай Александрович Дашкиев (1921-1976 гг.), «Зубы дракона», научно-фантастическая повесть.
«Казахское государственное издательство художественной литературы» (Алма-Ата), 1960 г., тираж - 120 000 экз., твёрдая обложка, формат - 145x221 мм, 200 страниц, обложка и внутренние иллюстрации Н. Лебедева, перевод с украинского А. Филиппова, цена - 6 р. 10 к. (новая цена - 61 коп.).
В повести Н. Дашкиева «Зубы дракона» речь идет тоже о научном открытии, только никаких пародий тут не наблюдается. Это чисто авантюрный роман, и чтобы придать этой авантюрности небывалую остроту, автор переносит действие за рубежи СССР – в Индию, но не простую, а революционную, которая в 1946 году еще была британской колонией, но уже бурлила, как кипящий котел. И вот на этом фоне и разворачивается вся авантюра.
Чтобы не пересказывать сюжет, приведу только короткую рецензию одного читателя, обрисовавшего в трех словах главные направления повествования:
«Пример советской фантастики 50-х годов. Приключения в джунглях Индии на фоне антиколониального движения. Шпион-иезуит, великий индийский ученый, благородная рани и потерянный сын ученого... Сильное влияние Киплинга и Беляева. Благополучно устаревшая научно-фантастическая часть по селекции-биологии. На любителя».
Нет, я бы не сказал, что на любителя. Если вы любите произведения Александра Беляева, то вам понравятся и «Зубы дракона». Тем более что и В. Беляев писал об Индии, например, в романе «Ариэль», который был издан в 1940 году.
3). Юрий Александрович Долгушин (1896-1989 гг.) ГЧ (Генератор Чудес), научно-фантастический роман.
«Горьковское книжное издательство» (Горький), 1960 г., тираж - 75 000 экз., твёрдая обложка, формат - 130x200 мм, 496 страниц, художник А. Д. Алямовский, предисловие И. А. Ефремова, цена - 9 р. 80 к.
А этот роман, хоть и был впервые опубликован еще в 1939-40 годах в журнале «Техника – молодежи» (в целых 16 номерах), книгой был издан только в 1960-м. Роман очень сложный, то есть может претендовать на звание эпопеи. Авантюрности тут тоже хватает, причем ее тут даже больше, чем в двух ранее рассмотренных книгах. Вкратце произведение это вот о чем:
«История создания уникального прибора, способного управлять жизненными процессами в организме, двумя исследователями - светилом медицины профессором Риданом и талантливым инженером Тунгусовым. Роман повествует о долгом пути исследований, который прошли эти исследователи, сначала поодиночке, а затем вместе, и о прикладных применениях их изобретения».
В общем, несмотря на такую скучную аннотацию, роман просто бурлящий множеством самых разных событий. И наука тут есть, и враги, с которыми борются главные герои, и шпионы, и даже идеи о великом коммунистическом будущем планеты, однако всё это вплетено в ткань романа так органично, что даже не верится, что он был написан еще при Сталине, и активно издавался в книгах при Хрущеве и при Брежневе., причем не только на русском языке, но и в некоторых соцстранах.
Короче, это серьезный авантюрный роман, кто бы там что не говорил. Я не знаю, каким был вариант 1939 года, не читал пока еще, но зато прочитал уже переработанный для книжного издания 1960 года, и остался очень доволен, когда прочитал книгу еще в 70-х совершенно молодым человеком. Но тогда я еще не разбирался в том, что такое авантюрный роман, а когда перечитал уже в 90-х, то наконец-то понял, почему «ГЧ» так сильно отличается от романов И. Ефремова, А. Казанцева и прочих корифеев тогдашней советской фантастики.
Интересно, что это единственный фантастический роман Ю. Долгушина, есть у него еще повесть «Тайна невидимки», но то уже вовсе не фантастика, хотя произведение тоже авантюрное, и даже чересчур – я о нем уже писал, ссылку на ту публикацию приложу ниже.
Итак, заканчиваю свой обзор трех фантастических книг, которые считаю самыми авантюрными советскими фантастическими произведениями, которые были изданы в 1959-1960 годах, то есть в тот период, когда вовсю бушевала «хрущевская оттепель». Я не утверждаю, что вся советская «фантастическая аванюристика» ограничивается этими романами и повестями, просто я о многих подобных даже пока что не знаю – в те годы фантастика издавалась в огромном ассортименте.
Но то, что описанные мной книги являются достойными образцами авантюрного фантастического жанра - это несомненно.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Ник. Шпанов «Война невидимок», 1958 г. – миллионный бестселлер, ставший букинистическим раритетом