Я уже писала , что для саамов олень был тотемным животным.
Из оленьих шкур они строили свои жилища, в оленьи шкуры они одевались, оленьей кровью поддерживали запас микроэлементов в организме, мясо употребляли в пищу.
Так же из костей оленя они делали орудия труда.
Дорогих гостей подчевали строганиной из оленины.
Шаманы из костей оленя делали гадательнве кости, а рога оленя носили на голове .
У саамов был очень развит культ почитания предков .
Они почитали своего тотемного прапредка Мяндаша , который, по их верованиям был наполовину человеком и наполовину оленем.
Матерью Мяндаша была Матреха, ،старуха- ведунья.
Легенда гласит, что однажды Матрехе наскучило человеческое обличье и она превратилась в молодую олениху.
Матреха забеременела от оленя , а перед родами вернулась в женское тело и родила белого оленя с черной головой и золотыми рогами-Мяндаша.
Потому саамы называют себя " люди-олени".
У саамов существовал обряд поедания жертвенного оленя во славу Мяндаша, что наши советские этнографы сравнивали с христианским причастием.
У саамов существовал обычный выкалывать гл.. за убитому оленю и закапывать их в землю.
Иногда их вкладывали в олений желудок
Исследователи утверждают, что это очень древний архаический обряд культа Великой Матери.
Саамы верили, что сама Мать -Земля вкладывает глаза в живот женщины, молодой оленихи или самки другого животного., а дальше глаза уже обрастают плотью и рождаются с телом.
Потому глаза нужно обязательно возвращать Матери-Земле, иначе может случиться что-то нехорошее
В архаических верованиях народов Севера глаза это то, что в более поздних верованиях было названо душой.
Саамы верили, что глаза могут жить собственной жизнью и даже путешествовать по миру.
Шаманы в своем состояниях транса посылали свои глаза в путешествие. Например на поиск пропавшего стала оленей.
Древние саамы были анимистами, то есть они верили, что неживая природа тоже может иметь душу.
Они поклонялись духам природы, камням, горам, рекам, деревьям.
В Мурманской области, на берегу озера, которое называется Ловозеро, были обнаружены древнейшие стоянки человека, которые относятся к VI тысячелетию до н.э.
Первое упоминание о ловозерском поселении относится к 1608 году.
Археологи находили на Ловозере топоры, крючки, шила и иглы из оленей кости, костяные фигурки, кинжалы из кремня, светильники из горного хрусталя , гарпуны из моржового клыка,скребки из сланца, наконечники из рога лося.
Была даже обнаружена янтарная подвеска .
В наши дни Ловозеро это не только рек но и одноимённый посёлок, который считается центром саамской культуры.
У саамов есть даже свой герб, на котором изображён олень.
В, старину это место называли " Лойьяврсийт", что означало "Селение сильных у озера".
"Луяввьр" это Ловозеро на кильдинском наречии саамского языка.
На финском озеро -ярви, я когда то очень неплохо знала финский .
Получается, что на кильдинском диалекие саамского озеро это "явврь".
В верхней части герба можно увидеть часть головного убора.
Это головной убор Матроны , про которую я рассказывала в начале статьи.
Головной убор называется шамшура.
Это летний головой убор саамской женщины, похожий на русский кокошник .
Саамки( лапландки) носят подобные головные уборы в память о своей легендарной прародительнице.
Женщина в саамском летнем костюме:
А в Норвегии я видела шамшуры с рожками из ткани.
Сейчас пойду поищу в очень старых фотографиях.
Вот:
Продолжение слелует ..
.