Найти в Дзене

Тайна северного народа. Люди-олени.Часть 3

Я уже писала , что для саамов олень был тотемным животным.

Из оленьих шкур они строили свои жилища, в оленьи шкуры они одевались, оленьей кровью поддерживали запас микроэлементов в организме, мясо употребляли в пищу.

Генерация автора
Генерация автора

Так же из костей оленя они делали орудия труда.

Дорогих гостей подчевали строганиной из оленины.

Шаманы из костей оленя делали гадательнве кости, а рога оленя носили на голове .

Генерация автора
Генерация автора

У саамов был очень развит культ почитания предков .

Они почитали своего тотемного прапредка Мяндаша , который, по их верованиям был наполовину человеком и наполовину оленем.

Матерью Мяндаша была Матреха, ،старуха- ведунья.

Легенда гласит, что однажды Матрехе наскучило человеческое обличье и она превратилась в молодую олениху.

Матреха забеременела от оленя , а перед родами вернулась в женское тело и родила белого оленя с черной головой и золотыми рогами-Мяндаша.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Потому саамы называют себя " люди-олени".

У саамов существовал обряд поедания жертвенного оленя во славу Мяндаша, что наши советские этнографы сравнивали с христианским причастием.

Три саамские женщины . Кольский полуостров
Три саамские женщины . Кольский полуостров

У саамов существовал обычный выкалывать гл.. за убитому оленю и закапывать их в землю.

Иногда их вкладывали в олений желудок

Генерация автора
Генерация автора

Исследователи утверждают, что это очень древний архаический обряд культа Великой Матери.

Саамы верили, что сама Мать -Земля вкладывает глаза в живот женщины, молодой оленихи или самки другого животного., а дальше глаза уже обрастают плотью и рождаются с телом.

Генерация автора
Генерация автора

Потому глаза нужно обязательно возвращать Матери-Земле, иначе может случиться что-то нехорошее

В архаических верованиях народов Севера глаза это то, что в более поздних верованиях было названо душой.

Саамы верили, что глаза могут жить собственной жизнью и даже путешествовать по миру.

Шаманы в своем состояниях транса посылали свои глаза в путешествие. Например на поиск пропавшего стала оленей.

Древние саамы были анимистами, то есть они верили, что неживая природа тоже может иметь душу.

Они поклонялись духам природы, камням, горам, рекам, деревьям.

Саамы  Кольского полуострова
Саамы Кольского полуострова

В Мурманской области, на берегу озера, которое называется Ловозеро, были обнаружены древнейшие стоянки человека, которые относятся к VI тысячелетию до н.э.

Первое упоминание о ловозерском поселении относится к 1608 году.

Археологи находили на Ловозере топоры, крючки, шила и иглы из оленей кости, костяные фигурки, кинжалы из кремня, светильники из горного хрусталя , гарпуны из моржового клыка,скребки из сланца, наконечники из рога лося.

Была даже обнаружена янтарная подвеска .

Ловозеро.Из свободного доступа
Ловозеро.Из свободного доступа

В наши дни Ловозеро это не только рек но и одноимённый посёлок, который считается центром саамской культуры.

У саамов есть даже свой герб, на котором изображён олень.

-9

В, старину это место называли " Лойьяврсийт", что означало "Селение сильных у озера".

"Луяввьр" это Ловозеро на кильдинском наречии саамского языка.

На финском озеро -ярви, я когда то очень неплохо знала финский .

Получается, что на кильдинском диалекие саамского озеро это "явврь".

В верхней части герба можно увидеть часть головного убора.

Это головной убор Матроны , про которую я рассказывала в начале статьи.

Головной убор называется шамшура.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Это летний головой убор саамской женщины, похожий на русский кокошник .

Саамки( лапландки) носят подобные головные уборы в память о своей легендарной прародительнице.

Женщина в саамском летнем костюме:

Из свободного доступа
Из свободного доступа

А в Норвегии я видела шамшуры с рожками из ткани.

Сейчас пойду поищу в очень старых фотографиях.

Вот:

Автор
Автор

Продолжение слелует ..

.