Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Магия театра. Звуки леса и огни ночного города: освещение и музыка

Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудятся множество работников театра. Читайте в нашем материале, как придумывают костюмы и декорации, создают старинное оружие и украшения, подбирают музыку и освещение. А еще узнайте, как устроена сцена: зрители видят лишь небольшую ее часть.

Сцена Дворца культуры им. Я.М. Свердлова. Пермь, 1950-е годы. Фотография: Матвей Кузнецов / Пермский краеведческий музей, Пермь
Сцена Дворца культуры им. Я.М. Свердлова. Пермь, 1950-е годы. Фотография: Матвей Кузнецов / Пермский краеведческий музей, Пермь

Важная часть каждого спектакля — освещение. Оно помогает передать время суток или состояние природы. В современном театре все чаще используют световые проекции, которые воссоздают дождь, снег, морские волны и облака. Световые эффекты помогают зрителю перенестись в сказочный мир в постановке «Алиса в Стране чудес».

За кулисами Кировского театра. Киров, 1980-е годы. Фотография: В.Г. Капустин / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
За кулисами Кировского театра. Киров, 1980-е годы. Фотография: В.Г. Капустин / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

Софиты — конструкции из металла с осветительными приборами — находятся над игровой частью сцены, на галереях и боковых кулисах. Внизу лампы спрятаны за длинным барьером, такую установку с рассеянным светом называют рампой. Софиты, как и декорации, устанавливают с помощью подъемных кранов, лебедок, тросов и блоков. Крупные конструкции вывозят на фурках — передвижных площадках на роликах.

Балерина Галина Мезенцева на поклоне после спектакля. 1978 год. Фотография: Валентин Барановский / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Балерина Галина Мезенцева на поклоне после спектакля. 1978 год. Фотография: Валентин Барановский / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Свет регулируется на специальной установке, которая позволяет приглушать яркость или увеличивать ее, а еще добавлять цветовые эффекты. Если особое освещение нужно для каждого действия, используют переносную аппаратуру. А одного актера или часть декорации высвечивают театральным прожектором.

Виктор Замирайло. За кулисами летнего театра (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Виктор Замирайло. За кулисами летнего театра (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Звукооформитель подбирает для постановки шум дождя и грома, птичье пение и гудки машин, звон разбитой посуды и дверные скрипы. Часто спектакли сопровождает музыка — в драматических театрах она помогает передать настроение, а в музыкальных выходит на первый план: в представлении могут участвовать солисты, хор и оркестр. Иногда композиторы пишут музыку специально для постановок. Так, например, Игорь Стравинский специально для Русских сезонов Дягилева сочинил балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

Автор: Маргарита Ковынева