Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Магия театра. Как работают гримеры и костюмеры

Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудятся множество работников театра. Читайте в нашем материале, как придумывают костюмы и декорации, создают старинное оружие и украшения, подбирают музыку и освещение. А еще узнайте, как устроена сцена: зрители видят лишь небольшую ее часть.

Нонна Федоровская. Эскиз костюма к опере Жоржа Бизе «Кармен». 1960-е. Музей Государственного академического Большого театра России, Москва
Нонна Федоровская. Эскиз костюма к опере Жоржа Бизе «Кармен». 1960-е. Музей Государственного академического Большого театра России, Москва

Костюмы персонажей должны соответствовать эпохе и социальному статусу героев, а иногда и подчеркивать черты их характеров. В спектакле «Денискины рассказы» актеры одеты в платья 1960-х годов: прохожий — в плащ с ватными плечами и фетровую шляпу, школьник и милиционер — в форму того времени. А в постановке «Калиф-аист» по одноименному произведению Вильгельма Гауфа герои носят яркие, богато украшенные шитьем и позолотой наряды по мотивам восточных сказок.

Борис Торик. Эскиз костюма к спектаклю «Левша». 1993. Городской музей театрального искусства, Омск
Борис Торик. Эскиз костюма к спектаклю «Левша». 1993. Городской музей театрального искусства, Омск

За сценическую одежду актеров отвечают художники по костюмам или костюмеры. Вместе с режиссером они разрабатывают эскизы и подбирают материалы. Саму одежду обычно шьют на заказ в мастерских. А костюмеры приводят в порядок готовые наряды, отпаривают их, сами исправляют небольшие дефекты и даже помогают артистам одеваться. После представления на одежду надевают ярлыки с указанием постановки и актера.

Николай Парилов. Эскиз костюма Милитрисы к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1958. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Николай Парилов. Эскиз костюма Милитрисы к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1958. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Над эскизами костюмов для постановок часто работают именитые художники. По рисункам Льва Бакста шили театральную одежду для артистов Императорских театров — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной и многих других. Для балетных костюмов Бакст тщательно продумывал детали, цвета и узоры, ведь наряды должны подчеркивать пластику актера во время танца. Предметы одежды и аксессуары, созданные по эскизам Бакста, сегодня выставляют в музеях.

Николай Гриценко наносит грим для роли Тартальи в спектакле «Принцесса Турандот». Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова, Москва, 1963 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Николай Гриценко наносит грим для роли Тартальи в спектакле «Принцесса Турандот». Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова, Москва, 1963 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Вместе с художниками по костюмам образ актера создают гримеры. Театральный гример должен иметь разные навыки: визажиста, парикмахера и постижера — специалиста по парикам, накладным бородам и усам. Ему приходится учитывать особое театральное освещение и удаленность актера от зрителей, чтобы лицо не выглядело блеклым и бесцветным. Перед началом спектакля гримеры наносят артистам специальную театральную косметику, а во время представления поправляют ее или даже создают новый образ, если того требует сценарий.

Елена Образцова в гримерной в костюме Марины Мнишек для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» на киностудии «Мосфильм». Москва, 1979 год. Фотография: Валерий Генде-Роте / Российский национальный музей музыки, Москва
Елена Образцова в гримерной в костюме Марины Мнишек для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» на киностудии «Мосфильм». Москва, 1979 год. Фотография: Валерий Генде-Роте / Российский национальный музей музыки, Москва

Существует два типа грима. При живописном цвет кожи и нужные эффекты создают с помощью красок. А при объемном мастера используют наклейки, эластичные накладки, усы, бороды, брови, бакенбарды. В постановке «Волшебник Изумрудного города» Воронежского театра юного зрителя гримеры так воссоздавали образы льва с ярко-красными волосами, страшилы с заплатками на лице и других персонажей.

Автор: Маргарита Ковынева