Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Магия театра. Как создают декорации

Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудятся множество работников театра. Читайте в нашем материале, как придумывают костюмы и рисуют грим, создают старинное оружие и украшения, подбирают музыку и освещение. А еще узнайте, как устроена сцена: зрители видят лишь небольшую ее часть.

Георгий Мосеев. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). 1961. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Георгий Мосеев. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). 1961. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Театральные декорации переносят зрителей в место, где по сюжету разворачивается представление. Это могут быть сады, леса, городские улицы и площади, интерьеры разных эпох. В постановке «Ревизор» Малого театра действие происходит в небольшом провинциальном городке. Декорации воссоздают дом городничего с ветхим крыльцом, скрипучей лестницей и цветами на окнах.

Петр Белов. Эскиз декораций к постановке «Идиот» (фрагмент). 1984. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Петр Белов. Эскиз декораций к постановке «Идиот» (фрагмент). 1984. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Работа над оформлением спектакля длится долго: сначала художники создают эскиз, а затем выполняют макет — миниатюрную сцену с главными элементами. И только потом приступают к основной работе. Некоторые фрагменты рисуют красками на бумаге или холсте. Например, на ткани пишут задник — фоновый занавес в глубине.

Константин Коровин. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» (фрагмент). 1920. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», село Щелыково, Костромская область
Константин Коровин. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» (фрагмент). 1920. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», село Щелыково, Костромская область

Кулисы — декорации по бокам сцены — могут располагаться в несколько рядов. Во время представления их передвигают и меняют, таким образом отделяют одно действие от другого. Иногда режиссеры совсем отказываются от кулис, и актеры играют в пустом пространстве сцены.

Карл Кукуладзе. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Мазепа» (фрагмент). 1948–1949. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Карл Кукуладзе. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Мазепа» (фрагмент). 1948–1949. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Предметы, которые используют в постановке, называют реквизитом. Это оружие, элементы костюмов или предметы интерьера. Вещи, которые сложно достать: вазы и шкатулки определенной эпохи, украшения, старинную амуницию, — изготавливает художник-бутафор. Для этого используют бумагу, картон, холст, металл или пластик. Для музыкального спектакля «Летучий корабль» даже напечатали свои банкноты номиналом одна деньга — во время представления они падают на сцену дождем.

Борис Парилов, Николай Парилов. Эскиз декорации, бутафория к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (фрагмент). 1958. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Борис Парилов, Николай Парилов. Эскиз декорации, бутафория к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (фрагмент). 1958. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Художники создают мебель и оружие, посуду и цветы, фрукты и овощи. Абсолютная точность в деталях не важна — главное, чтобы вещь выглядела убедительно на расстоянии. Они следят за сохранностью предметов и готовят их к постановкам, а в небольших театрах сами обставляют сцену. Бутафорские изделия обычно весят меньше, чем настоящие, что облегчает актерам работу.

Александр Васильев. Эскиз декорации к спектаклю «Ревизор». 1966. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Александр Васильев. Эскиз декорации к спектаклю «Ревизор». 1966. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Многие известные художники работали над театральными декорациями. Константин Коровин оформил для Большого театра больше 50 опер и балетов, среди них «Руслан и Людмила», «Русалка» и «Золотой петушок». Александр Бенуа сотрудничал с Сергеем Дягилевым во время Русских сезонов, европейских гастролей артистов из Петербурга и Москвы. А Михаил Врубель создал эскизы декораций для опер Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста».

Автор: Маргарита Ковынева