Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудятся множество работников театра. Читайте в нашем материале, как придумывают костюмы и рисуют грим, создают старинное оружие и украшения, подбирают музыку и освещение. А еще узнайте, как устроена сцена: зрители видят лишь небольшую ее часть.
Театральные декорации переносят зрителей в место, где по сюжету разворачивается представление. Это могут быть сады, леса, городские улицы и площади, интерьеры разных эпох. В постановке «Ревизор» Малого театра действие происходит в небольшом провинциальном городке. Декорации воссоздают дом городничего с ветхим крыльцом, скрипучей лестницей и цветами на окнах.
Работа над оформлением спектакля длится долго: сначала художники создают эскиз, а затем выполняют макет — миниатюрную сцену с главными элементами. И только потом приступают к основной работе. Некоторые фрагменты рисуют красками на бумаге или холсте. Например, на ткани пишут задник — фоновый занавес в глубине.
Кулисы — декорации по бокам сцены — могут располагаться в несколько рядов. Во время представления их передвигают и меняют, таким образом отделяют одно действие от другого. Иногда режиссеры совсем отказываются от кулис, и актеры играют в пустом пространстве сцены.
Предметы, которые используют в постановке, называют реквизитом. Это оружие, элементы костюмов или предметы интерьера. Вещи, которые сложно достать: вазы и шкатулки определенной эпохи, украшения, старинную амуницию, — изготавливает художник-бутафор. Для этого используют бумагу, картон, холст, металл или пластик. Для музыкального спектакля «Летучий корабль» даже напечатали свои банкноты номиналом одна деньга — во время представления они падают на сцену дождем.
Художники создают мебель и оружие, посуду и цветы, фрукты и овощи. Абсолютная точность в деталях не важна — главное, чтобы вещь выглядела убедительно на расстоянии. Они следят за сохранностью предметов и готовят их к постановкам, а в небольших театрах сами обставляют сцену. Бутафорские изделия обычно весят меньше, чем настоящие, что облегчает актерам работу.
Многие известные художники работали над театральными декорациями. Константин Коровин оформил для Большого театра больше 50 опер и балетов, среди них «Руслан и Людмила», «Русалка» и «Золотой петушок». Александр Бенуа сотрудничал с Сергеем Дягилевым во время Русских сезонов, европейских гастролей артистов из Петербурга и Москвы. А Михаил Врубель создал эскизы декораций для опер Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста».
Автор: Маргарита Ковынева