Найти тему
Журнал «Эксперт»

«Ячейка общества» нашего времени

Сцены из супружеской жизни айтишника.

Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film
Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film

В прокат вышел фильм Алены Званцовой «Ячейка общества». Это история о семейном счастье и о его хрупкости. Главное, что узнает из него зритель — как за последние по меньшей мере двадцать лет изменились представления кинематографистов о том, что такое семья.

Алена Званцова, сценарист сериалов «Оттепель» и «Доктор Тырса», режиссер «Частицы вселенной» в фильме «Ячейка общества» рассказывает историю семьи наших современников. Это почти идеальная пара: в роли мужа — один из самых ярких актеров нового поколения Кузьма Котрелев, в роли жены — Анастасия Красовская. У них есть дочь (эту роль исполняет шестилетняя Герда Пугачева). Ее появление на свет становится испытанием для мужчины и женщины, которые до сих пор не сомневались, что они предназначены только друг другу и никому больше.

Внешность Кузьмы Котрелева соответствует амплуа героя-любовника. Как раз их он и играет на сцене МХТ имени Чехова. В спектакле «Сирано де Бержерак» он — Кристиан, а в «Как вам это понравится» — Орландо. В «Ячейке общества» он выглядит как Ромео, который не умер от яда, не вынеся разлуки с Джульеттой, а благополучно на ней женился, и теперь ему приходится совершать другой подвиг — обеспечивать созданную им ячейку общества.

Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film
Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film

Всего несколько лет назад Анастасия Красовская дебютировала в фильме Натальи Кудряшовой «Герда». Сегодня, благодаря ряду удачных ролей она вошла в число самых востребованных актрис российского кино. Ее типаж — романтическая героиня. Совсем недавно персонаж Анастасии Красовский в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» убедительно обольщал в воспитательных целях новоявленного члена группировки «Универсам» Андрея по прозвищу Пальто. По воле создателей «Ячейки общества» она выступает в образе молодой матери, которая провела пять лет дома, ухаживая за своим ребенком. Наконец в ее жизни наступает момент, когда она отправляет его в детский сад и наслаждается доставшейся ей свободой. Пять лет ограниченных контактов с социумом сбивают с толку, и она не совсем адекватно оценивает поведение окружающих ее людей. В детском саду судьба ее сводит с мужчиной с эффектной внешностью (в этой роли на экране появляется Семен Шкаликов), и она начинает к нему тянуться, не понимая до конца, что именно с нею происходит.

Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film
Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film

Алена Званцова исследует семейные проблемы миллениалов, которым не приходится всерьез сталкиваться даже с жилищным вопросом, так осложнившим жизнь семьям XX века. Они выросли в экономически благополучное время, и им не пришлось идти на компромиссы в выборе жизненного пути. Героиня Анастасии Красовской — генетик, ее экранный муж — айтишник по призванию, а не по принуждению обстоятельств. И дочь у них — умница и красавица. И все же в этой идеальней конструкции есть какие-то трещины, которые и проявляет семейный кризис. Молодая мама оказывается на грани измены. Ее новый знакомый неправильно интерпретирует ее поведение: он не понимает, чем продиктовано ее эйфорическое состояние. Следует цепь случайностей, и выясняется, что женщина, которая посвятила несколько лет жизни своему ребенку, не предполагала, что все в ее жизни сложится именно так. Ее не привлекает жизнь в тени обеспеченного, но не хватающего звезд с неба программиста. Она жаждет самореализации.

Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film
Кадр: фильм «Ячейка общества»/Must See Magic Film

«Ячейка общества» неожиданно вызывает ассоциации с популярным с середине нулевых фильмом «Питер ФМ» с Евгением Цыгановым в главной роли, где его персонаж пытается найти случайно встреченную и понравившуюся ему девушку. В обоих фильмах, например, перед героями возникает выбор: уехать работать за границу или остаться. В нулевых кинематографистов еще занимала проблема коммуникации между мужчинами и женщинами. В их картине мира подходящие друг другу люди ходили по свету и искали друг друга. На их пути обязательно возникали какие-то препятствия, но если им все-таки удавалось их преодолеть и встретиться, то в этот момент тьма рассеивалась и больше ничто не могло воспрепятствовать их совместному счастью.

Фильм Алены Званцовой демонстрирует эволюции общественных представлений о том, что представляет собой семья в XXI. Для ее устойчивости недостаточно психологической совместимости, эмоциональной близости и финансового благополучия. Нужно что-то еще. «Ячейка общества» сигнализирует о том, что женщине нужна реализация ее интеллектуального потенциала. Достаточно ли этого? Ответ на этот вопрос, возможно, мы узнаем из фильма, который будет снят еще через лет десять.

Автор: Вячеслав Суриков

Материалы по теме:

Все материалы «Эксперта» на expert.ru

Журнал Эксперт
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag
Эксперт ️