Найти тему
Охотник на ворон

Немного о сербских праздниках. Шливы и трубы.

Сначала на глаза попал рекламный баннер, а затем на улице бойкая девчушка бесцеремонно сунула в руки буклетик о проводимой в селе Страгари празднике - Шумадиjски дани шливе. Или дни сливы. Или праздник урожая сливы – если хотите.

Из буклетика следовало, что сие весёлое и достойное мероприятие будет иметь место целых три дня. Но нас интересовал день второй, а начиналось действо с 9 утра.

Рекламный буклетик.
Рекламный буклетик.

Мы планировали принять участие в празднике с утра, а к обеду поехать далее, потому как «весёлые старты» с 16.00 и концерт несомненно популярных сербских исполнителей, имена которых мы к стыду своему, слышали впервые, нас не интересовали. А вот в городке Гуча в эти же дни проходил международный фестиваль трубачей. Вот это уже было гораздо занимательнее, так как про этот фестиваль я слышал и много читал в интернете. И каждый, кто освещал его, буквально захлёбывался от восторга.

Утром взяли напрокат машину (40 Евро/сутки, а мне как постоянному клиенту - 35) и поехали.

Сербы в выходные дни любят поспать, поэтому дорога практически пустая.
Сербы в выходные дни любят поспать, поэтому дорога практически пустая.

Преодолев сорок километров и добравшись до пункта назначения, мы буквально за пять минут проехали всё село Страгари от въезда до выезда, но никакого праздника там не было и в помине. Посовещавшись и развернувшись, поехали назад в село, оглядываясь по сторонам в надежде увидеть кого-нибудь из местных. Повезло быстро, и мы подъехали к помятому и небритому местному аборигену, одетого в шорты и короткую майку, с недоумением заглядывающего под капот старенького «Ситроена».

- А где праздник то? – спросил я у него после приветствия.

Абориген какое-то время тупо смотрел сквозь меня, безуспешно пытаясь сфокусировать взор, и облизав пересохшие губы, в свою очередь поинтересовался:

- Рус?

- Рус, рус! – не стал разочаровывать я его, и повторил, - Праздник где, уважаемый?

Серб тяжело и как-то грустно вздохнул, почесал голое пузо, торчащее из-под майки и тоном человека, открывающего государственную тайну, коротко просветил:

- Там, в центре!

Оказалось, центр деревни находился несколько в стороне, а поворот мы благополучно проехали, не заметив покосившегося указателя.

Поблагодарив, мы вернулись ещё несколько десятков метров назад, сверились со знаком и въехали в центр. По нашим расчётам, праздник уже должен быть в самом разгаре. Но там царила тишина.

Главная праздничная улица.
Главная праздничная улица.

Озадаченные, мы переглянулись. Из программки следовало, что в 9 утра начиналась гуляшиада, или приготовление национального блюда, а за звание лучшего повара Шумадии должны были в данную минуту яростно бороться мастера кулинарного дела. И главная улица открывалась для торговцев сувенирами и праздношатающейся толпы с 10 часов. Но на часах было 10. 30, на улице несколько прохожих и лениво чешущий за ухом кудлатый пёс.

Только в одном месте разложенные в лотках сливы показывали, что этот праздник состоялся в их честь.

Урожай сливы.
Урожай сливы.

Ну и ладно! Решили пока спуститься вниз по улице, откуда тянулись струйки дыма и отведать знаменитого сербского гуляша! Ведь, как мы помнили, начиналась гуляшиада в 9 часов.

Но и здесь ждало разочарование.

Повара пили кофе, безостановочно курили, не обращая внимания на иногда падающий в будущее блюдо пепел, лениво болтали с помощниками и только начинали нарезать овощи и мясо, да на вертеле «катался» единственный поросёнок.

"Карусель."
"Карусель."

Фотографировать пустые столы, сиротливо стоящие под зонтиками, я не стал.

Не солоно хлебавши, мы побрели назад к машине. И уже подходя к ней, встретили того самого селянина, указавшего нам дорогу на праздник. Внешне он не изменился, но настроение его было явно приподнятым. Правой рукой он приветливо нам махал, а в левой сжимал литровую бутыль с жидкостью цвета сильно разбавленного чая.

- Рус! – радостно вопил серб, - Давай ракии выпьем!

Жидкость в бутылке призывно булькнула…

- Какая ракия? – отмахнулся я, - Я за рулём!

- Ну и что! – не отставал селянин, - Праздник же!

- А где сам праздник? – поспешила сменить тему разговора супруга.

- Как где? – удивился наш собеседник, широким жестом руки обводя практически пустую улицу, - Вот!

- Так нет же никого!

- Так рано ещё! – в тон ответил селянин.

- А в программе написано… - попыталась возразить жена.

- Да какая программа, - отмахнулся он, - Давай ракии выпьем.

Но мы уже садились в машину.

Нимало не смущенный, серб развернулся и потопал туда, где только раздували огонь. Судя по настрою, абориген сейчас готов был выпить с кем угодно. Хоть с русом, хоть с китайцем.

Выезжая, я не удержался и сфотографировал памятник какому-то сербскому герою. Слева от него видна главная пустая сцена, на которой (судя по программке) уже час должен был идти концерт.

Фактурный бронзовый дядька.
Фактурный бронзовый дядька.

Возможно, к вечеру там и было здорово. Праздник весёлый, а сербский гуляш – вкусный, но задерживать начало мероприятий более чем на два часа – это уже перебор.

Опять столкнулись с местным «полако». А хотелось в один день посетить два праздника.

Хорошо! Пусть «первый блин комом». Перейдём ко второй части нашей культурной программы. Может больше повезёт.

Теперь путь наш лежал на международный фестиваль трубачей в деревню Гучи.

Дорога узкая, скучная и пустая.
Дорога узкая, скучная и пустая.

В Гучу приехали сразу после полудня.

Фестиваль проходил на длинной улице, тянущейся вдоль речки. Правда он больше походил на обычный базар по продаже шмоток, сувениров и антикварного хлама. Людей было гораздо больше, чем в предыдущем селе, и все они бродили вдоль палаток, лениво рассматривая товар и лишь изредка что-то покупая.

Присоединились к праздношатающейся толпе и мы. Пройдя улицу от начала до самого конца, развернулись и вернулись к исходной точке, так пока и не поняв восторженных откликов о фестивале в интернете.

К тому же голод явственно начал о себе заявлять. Гуляша-то мы так и не отведали.

Зашли в открытый ресторанчик, перед входом в который жарились на вертелах поросята и томилась в котлах квашенная капуста с копчённым мясом. Не правда ли, даже звучит аппетитно?

…и "каруселей" с поросятами.
…и "каруселей" с поросятами.

Ну-ну! Зашли, сели за столик. Так как праздник уже шёл второй день, скатерть на нём была замызганной, с жирными пятнами. О таких излишествах как салфетки, солонки-перечницы-зубочистки можно не упоминать. Их всё равно не было. Официант, толстый дядька в самой обычной одежде небрежно смахнул грязным полотенцем крошки со стола моей супруге на колени и замер в ожидании заказа.

Нас трое. Подруга жены, сносно говорящая по-сербски озвучила наши пожелания: килограмм печённой поросятины (интересно, как они определяют вес блюда?), глиняный горшочек с тушёной капустой, банка пива и две банки кока-колы (0,3). Для чего я так подробно всё перечислил? Ну, чтобы вы тоже прониклись моментом, когда принесли счёт! 6 350 динаров!!!

Теперь о поданных блюдах: Поросятина была холодной. Не остывшей, а именно холодной. Да, тушёная квашеная капуста – горячая, но есть было её просто невозможно, из-за опасения неизбежной изжоги. В капусте сиротливо болтался кусок горелого копчённого сала.

Здорово аппетит портили попрошайки, по очереди подходящие к нам и клянчащие деньги «на еду». Небрежно помахивающий дудкой цыганчонок, гневно отверг протянутый мною кусок хлеба с холодной поросятиной, и поняв, что поживиться нечем, уходя, мстительно продудел из своего инструмента прямо в ухо жене.

Уныло поковырявшись в «еде», пожевав холодной поросятины, мы оплатили счёт и стараясь не смотреть друг на друга, покинули данный пункт общественного питания.

И только пройдя немного дальше, мы поняли, насколько ошиблись в выборе кафе. На набережной были гораздо более приличные ресторанчики, в которых и обслуживание, и еда, наверное, были лучше. Хотя это не факт!

Теперь о самом празднике. Твердо решив дождаться основного действа, до вечера мы коротали время, сидя в машине, иногда выходя «в свет», чтобы немного размяться.

В течении дня народ дефилировал туда-сюда, глазея по сторонам и активно бухая, так как пиво, вино и ракия здесь просто текли рекой. На сцене, стоящей прямо на улице, выступали разношерстные музыкальные коллективы, исполнявшие одинаковую монотонную музыку. В каждой второй лавке были установлены огромные колонки, из которых на полную громкость гремела музыка. По кафе и ресторанчикам бродили доморощенные коллективы, состоящие из цыган-трубачей, дудели в свои дудки, и стучали в огромные барабаны. Причём было видно, что они не стремились поразить слушателей своим талантом, а просто таким образом клянчили деньги, ничем не отличаясь от обычных попрошаек. Получив желаемое, (а платили им в большей степени, чтобы отвязаться), извергнув на посетителей кафе еще пару скрежещущих слух аккордов из своих инструментов, музыканты удалялись в следующее заведение, обходя их словно рэкетиры.

Не надейтесь спокойно пообедать. Праздник ведь!
Не надейтесь спокойно пообедать. Праздник ведь!

Короче, стояла такая какофония, что выдержать её можно было или глухому, или находясь в хорошем подпитии, или совсем короткий промежуток времени.

Немного посовещавшись, мы решили в ожидании конкурса музыкальных исполнителей на главной сцене просто покататься по городку, в стороне от фестиваля, а когда вернулись – концерт уже начался.

Продажа уличного фастфуда. Перчатки повара игнорируют.
Продажа уличного фастфуда. Перчатки повара игнорируют.

Попробую описать это представление. Когда мы подъезжали, исполнитель пел несомненно красивую, но необыкновенно заунывную песню. С трудом найдя место для парковки, заперли машину и начали обходить стадион, на котором шёл концерт. Исполнитель продолжал тянуть всю эту же песню. Найдя вход, и отстояв очередь на «фейсконтроль», вошли на стадион. Песня не заканчивалась! И лишь спустя минуты три, вытянув особенно длинную ноту (и как только дыхания хватило!) исполнитель смолк. Обведя взглядом слушателей, застывших в благоговейном молчании, артист с трудом перевёл дух, невозмутимо прикурил и затянул новую. Очередной хит ничем не отличался от предыдущего ни по мелодии, ни по манере и длительности исполнения. Только, в конце каждой второй строчки куплета исполнитель теперь пронзительно взвизгивал словно деревенский поросёнок.

Такой же была и третья песня, и четвёртая.

Причём, по моему мнению, ансамбль каждый раз наяривал совершенно другую мелодию, не обращая внимания на своего солиста.

А самое любопытное, что слушатели умудрялись под этот набор звуков приплясывать, а некоторые даже подпевали.

Лавка по продаже шмоток на патриотическую тематику.
Лавка по продаже шмоток на патриотическую тематику.

Наконец, артист раскланялся и провожаемый одобрительным гулом толпы, покинул сцену. Его место занял другой, и открыв рот… затянул практически тоже самое.

Героически выслушав три или четыре хита, наконец дождались трубачей. Но, когда они вышли и грянули своими инструментами набор звуков, в которых удивительным образом смешались финская полька, марш Преображенского полка и рёв динозавра, попавшего в ловушку, поняли – такое не для наших ушей. К тому же, это всё ещё и было усиленно мощными динамиками.

Не дождавшись окончания, мы пробрались через кинувшуюся восторженно отплясывать толпу, сели в машину и покинули городок.

По пути нас дважды останавливала полиция с предложением «продуть в трубку». С праздника ведь возвращаемся…

По моим наблюдениям, большинство массовых мероприятий в Сербии отличаются какой-то неорганизованностью, сумбурностью и откровенным равнодушием к конечному результату. Моя оценка 3 из 5 (всё-таки люди стараются!).

А в следующей статье мы попытаемся разобраться в криминогенной обстановке в стране и понять - действительно ли в Сербии безопасно жить. Причём поможет в этом мой хороший друг Д. проработавший больше десяти лет в полиции одного из городов страны.