Сначала на глаза попал рекламный баннер, а затем на улице бойкая девчушка бесцеремонно сунула в руки буклетик о проводимой в селе Страгари празднике - Шумадиjски дани шливе. Или дни сливы. Или праздник урожая сливы – если хотите.
Из буклетика следовало, что сие весёлое и достойное мероприятие будет иметь место целых три дня. Но нас интересовал день второй, а начиналось действо с 9 утра.
Мы планировали принять участие в празднике с утра, а к обеду поехать далее, потому как «весёлые старты» с 16.00 и концерт несомненно популярных сербских исполнителей, имена которых мы к стыду своему, слышали впервые, нас не интересовали. А вот в городке Гуча в эти же дни проходил международный фестиваль трубачей. Вот это уже было гораздо занимательнее, так как про этот фестиваль я слышал и много читал в интернете. И каждый, кто освещал его, буквально захлёбывался от восторга.
Утром взяли напрокат машину (40 Евро/сутки, а мне как постоянному клиенту - 35) и поехали.
Преодолев сорок километров и добравшись до пункта назначения, мы буквально за пять минут проехали всё село Страгари от въезда до выезда, но никакого праздника там не было и в помине. Посовещавшись и развернувшись, поехали назад в село, оглядываясь по сторонам в надежде увидеть кого-нибудь из местных. Повезло быстро, и мы подъехали к помятому и небритому местному аборигену, одетого в шорты и короткую майку, с недоумением заглядывающего под капот старенького «Ситроена».
- А где праздник то? – спросил я у него после приветствия.
Абориген какое-то время тупо смотрел сквозь меня, безуспешно пытаясь сфокусировать взор, и облизав пересохшие губы, в свою очередь поинтересовался:
- Рус?
- Рус, рус! – не стал разочаровывать я его, и повторил, - Праздник где, уважаемый?
Серб тяжело и как-то грустно вздохнул, почесал голое пузо, торчащее из-под майки и тоном человека, открывающего государственную тайну, коротко просветил:
- Там, в центре!
Оказалось, центр деревни находился несколько в стороне, а поворот мы благополучно проехали, не заметив покосившегося указателя.
Поблагодарив, мы вернулись ещё несколько десятков метров назад, сверились со знаком и въехали в центр. По нашим расчётам, праздник уже должен быть в самом разгаре. Но там царила тишина.
Озадаченные, мы переглянулись. Из программки следовало, что в 9 утра начиналась гуляшиада, или приготовление национального блюда, а за звание лучшего повара Шумадии должны были в данную минуту яростно бороться мастера кулинарного дела. И главная улица открывалась для торговцев сувенирами и праздношатающейся толпы с 10 часов. Но на часах было 10. 30, на улице несколько прохожих и лениво чешущий за ухом кудлатый пёс.
Только в одном месте разложенные в лотках сливы показывали, что этот праздник состоялся в их честь.
Ну и ладно! Решили пока спуститься вниз по улице, откуда тянулись струйки дыма и отведать знаменитого сербского гуляша! Ведь, как мы помнили, начиналась гуляшиада в 9 часов.
Но и здесь ждало разочарование.
Повара пили кофе, безостановочно курили, не обращая внимания на иногда падающий в будущее блюдо пепел, лениво болтали с помощниками и только начинали нарезать овощи и мясо, да на вертеле «катался» единственный поросёнок.
Фотографировать пустые столы, сиротливо стоящие под зонтиками, я не стал.
Не солоно хлебавши, мы побрели назад к машине. И уже подходя к ней, встретили того самого селянина, указавшего нам дорогу на праздник. Внешне он не изменился, но настроение его было явно приподнятым. Правой рукой он приветливо нам махал, а в левой сжимал литровую бутыль с жидкостью цвета сильно разбавленного чая.
- Рус! – радостно вопил серб, - Давай ракии выпьем!
Жидкость в бутылке призывно булькнула…
- Какая ракия? – отмахнулся я, - Я за рулём!
- Ну и что! – не отставал селянин, - Праздник же!
- А где сам праздник? – поспешила сменить тему разговора супруга.
- Как где? – удивился наш собеседник, широким жестом руки обводя практически пустую улицу, - Вот!
- Так нет же никого!
- Так рано ещё! – в тон ответил селянин.
- А в программе написано… - попыталась возразить жена.
- Да какая программа, - отмахнулся он, - Давай ракии выпьем.
Но мы уже садились в машину.
Нимало не смущенный, серб развернулся и потопал туда, где только раздували огонь. Судя по настрою, абориген сейчас готов был выпить с кем угодно. Хоть с русом, хоть с китайцем.
Выезжая, я не удержался и сфотографировал памятник какому-то сербскому герою. Слева от него видна главная пустая сцена, на которой (судя по программке) уже час должен был идти концерт.
Возможно, к вечеру там и было здорово. Праздник весёлый, а сербский гуляш – вкусный, но задерживать начало мероприятий более чем на два часа – это уже перебор.
Опять столкнулись с местным «полако». А хотелось в один день посетить два праздника.
Хорошо! Пусть «первый блин комом». Перейдём ко второй части нашей культурной программы. Может больше повезёт.
Теперь путь наш лежал на международный фестиваль трубачей в деревню Гучи.
В Гучу приехали сразу после полудня.
Фестиваль проходил на длинной улице, тянущейся вдоль речки. Правда он больше походил на обычный базар по продаже шмоток, сувениров и антикварного хлама. Людей было гораздо больше, чем в предыдущем селе, и все они бродили вдоль палаток, лениво рассматривая товар и лишь изредка что-то покупая.
Присоединились к праздношатающейся толпе и мы. Пройдя улицу от начала до самого конца, развернулись и вернулись к исходной точке, так пока и не поняв восторженных откликов о фестивале в интернете.
К тому же голод явственно начал о себе заявлять. Гуляша-то мы так и не отведали.
Зашли в открытый ресторанчик, перед входом в который жарились на вертелах поросята и томилась в котлах квашенная капуста с копчённым мясом. Не правда ли, даже звучит аппетитно?
Ну-ну! Зашли, сели за столик. Так как праздник уже шёл второй день, скатерть на нём была замызганной, с жирными пятнами. О таких излишествах как салфетки, солонки-перечницы-зубочистки можно не упоминать. Их всё равно не было. Официант, толстый дядька в самой обычной одежде небрежно смахнул грязным полотенцем крошки со стола моей супруге на колени и замер в ожидании заказа.
Нас трое. Подруга жены, сносно говорящая по-сербски озвучила наши пожелания: килограмм печённой поросятины (интересно, как они определяют вес блюда?), глиняный горшочек с тушёной капустой, банка пива и две банки кока-колы (0,3). Для чего я так подробно всё перечислил? Ну, чтобы вы тоже прониклись моментом, когда принесли счёт! 6 350 динаров!!!
Теперь о поданных блюдах: Поросятина была холодной. Не остывшей, а именно холодной. Да, тушёная квашеная капуста – горячая, но есть было её просто невозможно, из-за опасения неизбежной изжоги. В капусте сиротливо болтался кусок горелого копчённого сала.
Здорово аппетит портили попрошайки, по очереди подходящие к нам и клянчащие деньги «на еду». Небрежно помахивающий дудкой цыганчонок, гневно отверг протянутый мною кусок хлеба с холодной поросятиной, и поняв, что поживиться нечем, уходя, мстительно продудел из своего инструмента прямо в ухо жене.
Уныло поковырявшись в «еде», пожевав холодной поросятины, мы оплатили счёт и стараясь не смотреть друг на друга, покинули данный пункт общественного питания.
И только пройдя немного дальше, мы поняли, насколько ошиблись в выборе кафе. На набережной были гораздо более приличные ресторанчики, в которых и обслуживание, и еда, наверное, были лучше. Хотя это не факт!
Теперь о самом празднике. Твердо решив дождаться основного действа, до вечера мы коротали время, сидя в машине, иногда выходя «в свет», чтобы немного размяться.
В течении дня народ дефилировал туда-сюда, глазея по сторонам и активно бухая, так как пиво, вино и ракия здесь просто текли рекой. На сцене, стоящей прямо на улице, выступали разношерстные музыкальные коллективы, исполнявшие одинаковую монотонную музыку. В каждой второй лавке были установлены огромные колонки, из которых на полную громкость гремела музыка. По кафе и ресторанчикам бродили доморощенные коллективы, состоящие из цыган-трубачей, дудели в свои дудки, и стучали в огромные барабаны. Причём было видно, что они не стремились поразить слушателей своим талантом, а просто таким образом клянчили деньги, ничем не отличаясь от обычных попрошаек. Получив желаемое, (а платили им в большей степени, чтобы отвязаться), извергнув на посетителей кафе еще пару скрежещущих слух аккордов из своих инструментов, музыканты удалялись в следующее заведение, обходя их словно рэкетиры.
Короче, стояла такая какофония, что выдержать её можно было или глухому, или находясь в хорошем подпитии, или совсем короткий промежуток времени.
Немного посовещавшись, мы решили в ожидании конкурса музыкальных исполнителей на главной сцене просто покататься по городку, в стороне от фестиваля, а когда вернулись – концерт уже начался.
Попробую описать это представление. Когда мы подъезжали, исполнитель пел несомненно красивую, но необыкновенно заунывную песню. С трудом найдя место для парковки, заперли машину и начали обходить стадион, на котором шёл концерт. Исполнитель продолжал тянуть всю эту же песню. Найдя вход, и отстояв очередь на «фейсконтроль», вошли на стадион. Песня не заканчивалась! И лишь спустя минуты три, вытянув особенно длинную ноту (и как только дыхания хватило!) исполнитель смолк. Обведя взглядом слушателей, застывших в благоговейном молчании, артист с трудом перевёл дух, невозмутимо прикурил и затянул новую. Очередной хит ничем не отличался от предыдущего ни по мелодии, ни по манере и длительности исполнения. Только, в конце каждой второй строчки куплета исполнитель теперь пронзительно взвизгивал словно деревенский поросёнок.
Такой же была и третья песня, и четвёртая.
Причём, по моему мнению, ансамбль каждый раз наяривал совершенно другую мелодию, не обращая внимания на своего солиста.
А самое любопытное, что слушатели умудрялись под этот набор звуков приплясывать, а некоторые даже подпевали.
Наконец, артист раскланялся и провожаемый одобрительным гулом толпы, покинул сцену. Его место занял другой, и открыв рот… затянул практически тоже самое.
Героически выслушав три или четыре хита, наконец дождались трубачей. Но, когда они вышли и грянули своими инструментами набор звуков, в которых удивительным образом смешались финская полька, марш Преображенского полка и рёв динозавра, попавшего в ловушку, поняли – такое не для наших ушей. К тому же, это всё ещё и было усиленно мощными динамиками.
Не дождавшись окончания, мы пробрались через кинувшуюся восторженно отплясывать толпу, сели в машину и покинули городок.
По пути нас дважды останавливала полиция с предложением «продуть в трубку». С праздника ведь возвращаемся…
По моим наблюдениям, большинство массовых мероприятий в Сербии отличаются какой-то неорганизованностью, сумбурностью и откровенным равнодушием к конечному результату. Моя оценка 3 из 5 (всё-таки люди стараются!).
А в следующей статье мы попытаемся разобраться в криминогенной обстановке в стране и понять - действительно ли в Сербии безопасно жить. Причём поможет в этом мой хороший друг Д. проработавший больше десяти лет в полиции одного из городов страны.