Найти тему
Субъективный путеводитель

Самый волжский город. Как в Самаре появилась её знаменитая набережная?

Улица Горького вливается в Алексеевскую набережную у большого, но довольно невзрачного Речного вокзала с высоткой гостиницы "Россия" (1971). Самое интересное в его комплексе - это пандусы: из-за близости Жигулёвской ГЭС уровень Волги в Самаре очень сильно меняется по сезонам, поэтому причальные стенки здесь во-первых вынесены далеко от набережной, а во-вторых ещё и разные по высоте:

Добавьте описание
Добавьте описание

С одной стороны от Речного вокзала стоит Алексеевская часовня (1888), или вернее её современная реплика (1998), а с другой - стела в память о том, что в 1889 году в Самару из Казани прибыл Ленин.

Добавьте описание
Добавьте описание

Летом у причала, конечно же, не протолкнуться от круизных белых теплоходов, но в Самаре и рейсовая навигация себя чувствует не так уж плохо. Одно время ходил даже "Восход" Сызрань - Самара - Тольятти. Но актуальнее здесь пригородное движение: ведь напротив шумного сверкающего мегаполиса лежит почти безлюдный лесистый берег. И здесь - машины, рестораны, офисы, а там ко многим сёлам просто нет круглогодичных дорог.

На речном вокзале самая характерная посудина - это "подушки". Как и старые добрые суда на подводных крыльях, их делают в Нижнем Новгороде, и какие-то десять лет назад бывшие экзотикой, ныне они стали привычной частью жизни наших рек. Вот выкатился катер на отлогий берег, матрос скинул трап - деревянный настил с поперечинами, и десяток человек выпустив, а десяток приняв на борт, словно маршрутка снова помчался за Волгу.

И самое впечатляющее в этих судах - момент старта, когда дряблая подушка за несколько секунд раздувается, становясь блестящей и плотной. "Подушки" могут ходить и по льду, поэтому работают на переправе зимой и в межсезонья, пока не выйдут в Волгу обычные суда.

Добавьте описание
Добавьте описание

На кадре выше виден Управленческий городок на высоких ярах. Контраст городской суеты и спокойного величия Волги - одна из самых впечатляющих самарских черт. Тем более напротив - не поля, а скалистые Жигулёвские горы, возможно самое красивое место великой реки, и неотъемлемая часть Самарского пейзажа - далёкие "ворота", где Волга отсекает от Жигулей небольшой массив Сокольих гор - естественную границу города.

-4

Кадр выше снят с площади Славы, лежащей уже вне Старой Самары. Со старых узких улиц Волга вообще видна хуже, чем с широких площадей и проспектов Нового города. Интересное свойство волжских городов - в том, что на их рост или падение не очень-то влияла железная дорога. Если в Сибири стальная магистраль могла за считанные годы сделать город оплотом цивилизации на сотни вёрст вокруг или (обойдя стороной) превратить его в таёжное захолустье, то на Волге главной магистралью вплоть до советских времён оставалась река.

Но вместе с тем и берег её был подобием узловой станции, то есть мягко говоря не лучшим местом для прогулок. Набережные волжских городов - явление относительное новое, и Самара здесь всегда была в лидерах. Ныне её набережная тянется на 5 километров, а создавалась в 4 очереди. Прежде у воды стояли лишь дебаркадеры частных пароходств да яхт-клуб (1929) под Струковским садом, зачем-то снесённый в 1950-х годах:

-5

Чуть позже снесли и красивейший деревянный (!) речной вокзал (1939), хотя не сомневаюсь, что иначе он бы сам обветшал и сгорел в 1990-х.

-6

Первую очередь, или Старую набережную проложили в 1939-57 годах с перерывом на войну от нынешнего Речного вокзала вверх по Волге до тех самых Струкачей, за которыми начиналась промзона Жигулёвского пивзавода. За промзоной строительство продолжилось в 1959-61 годах, 3-й очередью стал сам Речной вокзал, ну а 4-я очередь в 1980-е годы ушла за пределы Старого города, и в конце неё была поставлена бетонная Ладья - ещё один символ Самары (я, увы, видел её только с Волги).

-7

Начиная с 2011 года идёт их реконструкция в том же порядке, и в общем, как было написано в одном путеводителе, "на всей Волге не найдётся города, более открытого реке".

-8

А вот с архитектурой не задалось - на первой линии, как и в Саратове, типовые дома 1950-60-х, а над ними подрастают новостройки. Единственное интересное здание непосредственно у Волги - это Средневолжское пароходство (1935-37):

-9

Да ряд жилых "домов грузчиков" тех же лет, как вот этот белый на заднем плане - на Старой набережной. И конечно, какая же прогулочная зона без скульптур... Вот скажем "Бурлаки на Волге" (2014) - вы когда-нибудь видели их со спины?

-10

Под набережной - шикарный пляж, даже ветреным апрелем многолюдный. В знойный день Самара, подозреваю, сойдёт и за морской курорт:

-11

На одной из новостроек у набережной - внезапно, рыцарь и фамильный герб. Самара в принципе богата на сюрпризы...

-12