Лилия Ивановна долгие годы работала на лакокрасочном заводе. Занимала она все время одну и ту же должность. Свою работу она выполняла хорошо, ее даже с гордостью называли профессионалом своего дела, и давали новичков для стажировки и обучения.
У Лилии Ивановны был замечательный двадцатилетний сын Кирилл, который учился на последнем курсе института и после его окончания тоже планировал работать на заводе инженером.
Кирилл часто встречал мать с работы. Его знал весь коллектив завода. Он был у них на хорошем счету, как образцовый сын и мамин помощник. Кирилл был красавец. Высокий, широкоплечий парень с белоснежной улыбкой, который умел расположить к себе окружающих с первой встречи.
Он был гордостью Лилии Ивановны.
За долгие годы работы Лилия Ивановна имела весомый авторитет в коллективе. Ее уважали, ценили, считались с ее мнением. Многим она даже стала близкой подругой.
Самым ценным для Лилии Ивановны было то, что она находится в очень близких отношениях со своей начальницей Клавдией Петровной, которая нередко обращалась к ней за советом. Ей это, конечно же, очень льстило.
По первой же просьбе начальницы Лилия Ивановна исполняла все ее поручения, порой даже личные просьбы. Разумеется, это все было не просто так. Лилия Ивановна очень долго стремилась к повышению в должности, несмотря на достаточно зрелый возраст и то, что она хорошо справлялась со своей нынешней работой, поработать на руководящей должности ей очень хотелось.
У Клавдии Петровны была дочь Кристина, которая тоже нередко захаживала к маме на работу по разного рода нужде. Чаще всего, если ей что-то надо было от матери, к примеру, деньги или продукты.
Она была избалованная, наглая девица, которая часто пренебрегала нормами приличия и грубила другим сотрудникам завода, ведь она считала, что ей все можно, потому что ее мать – руководитель.
Близкое общение с Клавдией Петровной и исполнение всех ее прихотей не прошло даром. Как-то раз, по дороге после работы домой, Клавдия Петровна предложила ей пойти вместе, прогуляться заодно и подышать свежим воздухом.
Это предложение поступило не с проста. Лилия Ивановна заподозрила, что она хочет о чем-то с ней поговорить таком, что не должны были слышать другие сотрудники завода.
В рабочем кабинете разговор могли бы подслушать или услышать случайно, поползли бы слухи, а Клавдии Петровне не нужны были лишние слухи и сплетни по поводу ее персоны. С кем и о чем она общается она предпочитала оставлять в тайне.
Так и случилось. Когда обе женщины вышли с работы, прошли какое-то расстояние, Клавдия Петровна обернулась, посмотрела по сторонам и убедилась, что никого из знакомых нет рядом.
– Твой сын, Кирюша, такой замечательный мальчик, просто загляденье. Заботливый, красивый, умный, – сказала Клавдия Петровна с ноткой лести.
– Тут скромничать не буду, ты права, он - моя награда, – с гордостью согласилась Лилия Ивановна.
Не с проста Клавдия Петровна начала эту похвалу. Она подводила разговор к тому, что ее дочь Кристина могла бы стать для Кирилла прекрасной невестой, а Лилия Ивановна стать достойной заменой ей на рабочем месте.
– Вот отдала бы я свою Кристиночку в достойные руки и со спокойной душой пошла бы на пенсию. Как раз и замена мне есть достойная – это ты, – неожиданно для Лилии Ивановны сказала она.
Такое предложение слегка ошарашило Лилию Ивановну. Должность руководителя она, конечно же, хотела, но вот то, что придется для этого сделать, она не могла одобрить.
Тем более, как Клавдия Петровна себе это представляет. Она же не может заставить сына полюбить ее дочь, тем более она знала, что у этой Кристиночки характер тот еще…
– Прояви женскую хитрость. Познакомь их, устрой пару встреч и все закрутится само собой, – сказала Клавдия Петровна с улыбкой.
– Не думаю, что все будет так просто. В конце концов, я же не могу ему свою голову взамен его поставить, да и речь идет о чувствах…Ладно, я попробую, но ничего не обещаю, – ответила она ей.
– Нет, дорогая моя, так не пойдет. Сделай так, чтобы они были вместе. Времени у нас предостаточно, мы никуда не спешим, – настойчивым голосом сказала она.
Тут Лилия Ивановна поняла, что так просто отвертеться не получится. Что эти две дамы решили основательно взяться за ее сына. Но она понимала, что только Кирилл мог расставить точки над «и» в этой ситуации.
Вдруг произойдет так, что та ему действительно понравится. А что, городок у них небольшой, девчонок мало, может, что-то хорошее из этого и выйдет. Сама себя успокоила Лилия Ивановна и пошла домой уже в одиночку.
После разговора с начальницей совместная дорога домой у них закончилась и каждый повернул в свою сторону.
Лилия Ивановна заходит домой. На пороге ее встречает любимый сын, берет у нее сумки и приглашает за стол на ужин, который он заранее приготовил. Мать расплывается в улыбке от того, что у нее такой замечательный и заботливый ребенок, который приносит ей только радость.
Но сегодня у этого ужина был повод. Кирилл спешил обрадовать маму, что нашел спутницу, в которую сильно влюблен, и собирается начать с ней жить вместе в общежитии при институте.
– Я уже совсем взрослый мама, пора делать решительные шаги. Ты достаточно долго обо мне заботилась, пора бы уже мне жить отдельно, – объявил он матери.
– Постой, постой. Это очень неожиданно, ты мне ничего о ней не рассказывал, – удивилась мать.
– В скором времени мы станем жить вместе и пригласим тебя к нам в гости. Там и познакомитесь. Уверяю тебя, она замечательная, вы обязательно подружитесь, – уверил он свою маму ласковым тоном.
Весь план по поводу знакомства Кирилла и Кристины пошел наперекосяк. Но время для того, чтобы что-то придумать, у Лилии Ивановны было.
Клавдия Петровна не торопила события и не докучала ей лишними вопросами. Она знала, что Лилия Ивановна уж очень хочет заполучить ее должность и любой ценой женит своего Кирилла на ее дочери.
Подошло время знакомства с возлюбленной Кирилла. Сын пригласил мать к ним в гости на ужин. Возлюбленная Кирилла, Анна, очень переживала перед предстоящей встречей, очень старательно наводила порядок в комнате и кропотливо готовила ужин.
Она старалась произвести на Лилию Ивановну хорошее впечатление. Анна была студенткой медицинского института. Родители у нее потомственные медики и дочь пошла по их стопам. Она училась на отлично, в институте активно участвовала в общественной жизни.
Хрупкая, утонченная девушка, которая с первого взгляда влюбила в себя Кирилла.
Но Лилия Ивановна заранее уже была настроена критически. Она вошла к ним не в самом лучшем расположении духа, пристально осматривала Анну, которой стало сразу неловко от такого напряжения, которое Лилия Ивановна создала между ними.
Но Анна продолжила улыбаться и обхаживать будущую свекровь.
После краткого, но понятного рассказа о себе, Анна принялась показывать альбом с ее семейными фотографиями, чтобы немного разрядить обстановку. У нее это немного получилось.
Такая девушка, как она, не могла не понравиться даже самой придирчивой свекрови. Тем более Лилия Ивановна видела, как ее сын смотрит на эту девушку. Теперь она была уверенна, что это не мимолетное увлечение, а первые серьезные чувства, которые волной нахлынули на ее сына.
Подошло время пить чай. Кирилл пошел на общую кухню, чтобы заварить напиток, а Анна и Лилия Ивановна остались наедине. И тут будущая свекровь решает проверить порядок в комнате, убедиться, что ее сын окружен заботой и за ним ухаживают не хуже, чем дома.
– У тебя пыль на всех полках и холодильник пустой, – фыркнула она.
– Как же? Не может быть! Лилия Ивановна, посмотрите еще раз, я регулярно делаю влажную уборку, – с удивлением подметила Анна.
Разумеется, это были лишь придирки. В комнате, где живут Кирилл и Анна, был идеальный порядок. Девушка была очень аккуратна и чистоплотна. Все вещи Кирилла были отстираны и выглажены, на всех брюках отглажены стрелки, а в холодильнике не было продуктов попросту потому, что все они были на столе, так как к приходу Лилии Ивановны они достали все, что у них было, чтобы произвести на нее впечатление.
Тут Лилия Ивановна перестала искать поводы для критики Анны, отпустила обстановку и наслаждалась идиллией своего сына. Как для матери самым главным для нее было счастье ее ребенка, а она в своей ситуации с начальницей как-нибудь разберется.
На прощание Лилия Ивановна крепко обняла невестку, и напряжение между ними ушло. Анна поняла, что не все люди сразу идут на контакт, иногда им нужно немного времени, достаточно лишь проявить немного терпения. На этой доброй ноте они проводили маму домой.
На следующий день, утром, Клавдия Петровна вызывает Лилию Ивановну к себе в кабинет.
Она прекрасно понимает в какую сторону сейчас пойдет разговор, ведь после просьбы ее начальницы прошло около месяца, а на знакомство Кристины и Кирилла ни намека. К тому же, Кирилл перестал встречать мать с работы, потому что теперь он встречает с института любимую девушку.
– Как дела у твоего Кирюши? Давненько что-то он не встречал тебя после работы, – заметила начальница.
– У него поменяли расписание в институте и теперь у него учеба заканчивается позже, чем моя смена, – попыталась оправдаться Лилия Ивановна.
– Это выглядит очень подозрительно. Ты ничего от меня не скрываешь? Или наш уговор уже не в силе? – недовольно сказала начальница.
– Не переживайте, городок у нас маленький, когда-нибудь они точно заметят друг друга, – попыталась сгладить обстановку Лилия Ивановна.
– По-моему, мы не так с вами договаривались, Лилия Ивановна! Начинайте уже предпринимать какие-то действия, иначе я быстренько найду замену вашей кандидатуре, – строго сказала она ей, перейдя к прямым угрозам.
Как только Лилия Ивановна вышла из кабинета, она не смогла сдержать слез. Она очень не хотела рушить счастье собственного сына ради должности. Тем более Кирилл нашел такую хорошую невесту, в сто раз лучше этой высокомерной хамки Кристины.
Как ей теперь быть? Как сделать так, чтобы она получила эту должность и при этом ее сын был по-прежнему счастлив?
Ответ на этот вопрос был очень сложным. Вывод из ситуации мог быть только один – придется чем-то жертвовать.
***
Конец рабочего дня подошел к концу. Лилия Ивановна сдала смену и неспешно собиралась домой. Выходя с завода, она видела, как вдалеке Кристина идет в сторону кабинета своей матери.
Проходя мимо старенькой уборщицы, та нарочно оттолкнула ногой ее тележку с бытовой химией, так как она создавала слишком узкий проход для нее и могла испачкать ее белые брюки-клеш.
– Смотри куда идешь! Ты же видишь, что я в чистой одежде, а ты тут со своим мусором тащишься! Я все расскажу матери, и она тебя уволит! – противным голосом отругала она бедную уборщицу.
До Лилии Ивановны неоднократно доносились слухи о том, как по-хамски ведет себя дочка Клавдии Петровны. Что ее необходимо приструнить, но никто не решается этого сделать, ведь она дочка начальницы и та уж точно будет на ее стороне.
Но когда она увидела ее выходки лично, то у нее аж мороз по коже пробежал от того, насколько груба она была с бедной старушкой, да еще и пригрозила ей увольнением. Да как она вообще смеет такое говорить?!
Лилия Ивановна была в ужасе. Когда Кристина отошла от уборщицы и закрыла за собой дверь кабинета матери, Лилия Ивановна тут же подбежала к уборщице и принялась ее успокаивать.
– Вы не сделали ничего плохого, она просто хамка! Избалованная, грубая девчонка! – ругала она Кристину.
– Очень обидно слышать такие слова, я не нарочно оказалась на ее пути, я только выполняла свою работу, – оправдывалась уборщица.
После этой ситуации Лилия Ивановна всерьез призадумалась. С такими людьми не то, чтобы не стоит знакомить своего сына, таких людей лучше и самой обходить стороной.
В конце концов, нужно ли ей родство с такой семейкой? Если Кристина ведет себя так по-хамски, так какая же на самом деле ее мать?
Вероятно, тоже не подбирает выражений и ведет себя бесцеремонно в вопросах, касающихся личной и семейной жизни.
По дороге домой, после всего увиденного, Лилия Ивановна принимает для себя сложное, но очень важное решение. Она решает принести в жертву не только свое повышение, но и работу, которой посвятила большую часть своей жизни, которая не только обеспечивала ей достаток, но и была вторым домом.
После того, как она признается Клавдии Петровне в том, что любви между ее сыном и ее дочерью не получится, она вряд ли оставит ее работать на заводе. Найдется случай, по которому она в скорейшем времени уволит Лилию Ивановну, да еще, вероятно, с позором.
Поэтому на следующий день Лилия Ивановна приходит на работу, садится в последний раз за свой рабочий стол и пишет заявление на увольнение. Затем сразу же следует в кабинет Клавдии Петровны и оставляет его под дверью, не желая даже встречаться с ней взглядами и объяснять свой поступок.
Потом она спускается к своему родному коллективу для того, чтобы попрощаться. Коллеги сразу все поняли без лишних вопросов и полностью поддержали поступок Лилии Ивановны. Тем более слухи на заводе разлетались очень быстро и все, хоть и в общих чертах, но были в курсе сложившейся ситуации.
Прощание было недолгим, но очень теплым и душевным. Со всеми коллегами она осталась в дружественных отношениях.
После этого Лилия Ивановна с чистым сердцем, полным радости и спокойствия, пошла в гости к Кириллу и Анне, которые всегда с широкой душой принимали ее, уважали и любили.
Сердце матери было полно умиротворения и искренней радости за своего сына. Определенно, она поступила правильно, иначе и быть не могло!