Найти тему
отдыхатьНЕработать

Посолонь и противосолонь

Сегодня слушал песню группы "Алиса" - "Посолонь". Очень хорошая песня, но сейчас не об этом. Мне стало интересно, что такое посолонь. А вам интересно? Если да, давайте вместе разберемся.

Итак, По́солонь (букв. — «по солнцу») и про́тивосо́лонь (про́тивусо́лунь, о́бсолонь; букв. — «против солнца») — названия направления движения (рисунка на обереге, хоровода, и т. д.).

Посолонь — это движение совершаемое по часовой стрелке. Противосолонь, соответственно, это движение совершаемое против часовой стрелки.

Первое упоминание о Посолоние, как церковном обряде, относится к последней четверти XV века. В 1478 г. при освящении московского Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви «не по солнечному восходу». Донесли великому князю Ивану III, стали искать в богослужебных книгах, однако, подтверждения законности Посолоние нигде не нашли. Князь нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана, указавших, что некоторые другие церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против солнца. Спор прекратился во время татарского нашествия, но в 1482 г. великий князь возобновил его с митрополитом и теперь спор едва не кончился полным разрывом. Наконец, под влиянием того, что на стороне митрополита были все – и духовные и миряне – князь уступил, вопрос был оставлен открытым и решено было делать так, как было в старину. Откуда и когда появился на Руси этот обычай – неизвестно; один афонский памятник называет его латинским обычаем.

В продолжение всего в XVI в. вопрос о Посолоние не возникал, Стоглав вовсе не упоминает о нем. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх с течением времени оно стало уступать Посолоние и когда открылось книгопечатание, требование Посолонь было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в устав 1610 г. в наставлении, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. – в чине освящения церкви и вместе с другими обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности. Когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, то он нашел себе многих видных и влиятельных противников; однако, с этого времени Посолонь, как и другие отмененные при Никоне обряды (как двуперстие, седмипросфорие и др.) становятся принадлежностью раскола старообрядства и основным пунктом его учения.

Ну что, было интересно, позновательно? Давайте просвещаться и познавать новое вместе.