Американский период творчества Михаила Шемякина пришёлся на 1980-е года. Тогда он обзавелся домом в Клавераке недалеко от Нью-Йорка, мастерской в Сохо – самом творческом районе, известным своими художниками и музыкантами, и выставлялся во многих галереях не только в США, но и по всему миру. В этот период, с одной стороны, в темах и методах Шемякин остался верен своему направлению «метафизический синтетизм» и даже взялся за проекты, задуманные ещё в Ленинграде до эмиграции; с другой стороны, яркая обстановка, так сильно отличающегося от СССР, не могла не отразиться в цветах, технике, сюжетах. Также и в жизни Михаил Шемякин, с одной стороны, уже стал всемирно известным и востребованным художником, а с другой стороны, всегда держался компании русских эмигрантов, часто бывал в знаменитых русских районах Брайтон-Бич. Позже о застольях и приключениях этих компаний даже будет поставлен спектакль «Нью-Йорк. 80-е. Мы!».
На фотографиях того времени представители русской эмиграции не отличаются какими-то модными необычными костюмами. Но точно знаем, что модные тенденции и острые новинки всегда были перед глазами у Михаила Шемякина и других. Бренд Шемякин Дизайн постарался воссоздать модную атмосферу Нью-Йорка 80-х, представить, какие наряды можно было встретить на улицах.
Костюмы как броня
Одним из девизов моды 80-х была фраза «Power Dressing» – «Властная одежда». Эта фраза обозначала образы, которые источали силу, авторитетность, компетентность. Это особенно стало актуально для женского делового стиля с тем, как всё больше женщин стремилось к руководящим позициям в работе и к независимости в жизни. Этот тренд лучше всего проявляется в фасонах с подплечниками, которые удлиняют линию плеч, делают её объёмной, будто мужской. Но сами наряды при этом не были мужеподобными или андрогинными; наоборот, женщины подчёркивали свою красоту и соблазнительность. Они выбирали большие и броские аксессуары, яркие цвета, которые не использовались в мужских костюмах, делали высокие объёмные прически, носили остроносые туфли. Для 80-х не существовало слова «слишком».
Спортивный шик
Вместе с заботой о профессиональном успехе пришла и идея о сохранении молодости, поддержания организма в тонусе, заботе о внешнем виде. Её инструментом стала аэробика.
Аэробика не заставляла работать на износ, не нужно было ездить на сборы или принимать участие в соревнованиях, ею можно было заниматься дома. К тому же, она сохраняла здоровье, придавала фигуре подтянутый привлекательный вид. Аэробика стала целым феноменом, каким сейчас, например, является йога или фитнес. А главное, она запустила моду на спортивную одежду – облегающие лосины, купальники с высокими вырезами, блестящая лайкра и яркие цвета. А также гетры, напульсники, повязки на лоб.
Преппи, яппи и загородные клубы
Именно в 1980-е зародилось явление, которое сейчас переживает новою волну популярности, но уже под названием «old money» («олд мани», или «старые деньги»). Это сдержанный и элегантный стиль золотой молодежи. В 1980-е у него было несколько граней: яппи (образовано от «young urban professionals» – «молодые городские специалисты»), преппи (от «college preparatory schools», то есть по названию школ, готовящих к поступлению в элитные университеты) и country house («загородные клубы»).
Преппи стал эстетикой студентов лучших колледжей, особенно Лиги Плюща, куда попадали только самые привилегированные молодые люди и перед которыми после выпуска открывались все дороги в мире. Они носили клетчатые пиджаки с джинсами, водолазки, любили многослойность, носили лоферы и портфели и завязывали свитера на плечах. Яппи были молодыми бизнесменами, покорявшими Уолл-стрит. Они носили дорогие, хорошо подогнанные под фигуру костюмы, следили за собой, избегали любой вульгарности, интересовались техническими новинками. А эстетика загородных клубов относилась к отдыху этого элитного и богатого общества. Это одежда с элементами формы для гольфа, тенниса или конных прогулок; коктейльные платья и костюмы для дневных ланчей, обедов; и всё это на стыке сдержанной элегантности, удобства и желания впечатлить соседей.
Среди тех, кто отдаёт предпочтение такому стилю, было много коллекционеров, галеристов, арт-критиков, так что легко представить, что подобные наряды Михаилу Шемякину приходилось видеть довольно часто.
Субкультуры: панки против рэперов
1980-е – время смешения направлений и субкультур. Огромное влияние имел стиль панков, зародившийся в Англии в 1970-е со своим броским макияжем, кожаными куртками, агрессивными аксессуарами. Спустя десятилетие из символа бунтарства и асоциальности он стал частью массовой культуры. Такие поп-артисты, как Бой Джордж и Мадонна выступают на сцене в кожаных платьях и пиджаках, в чёрном кружеве, узких брюках. В конце концов, вещи из субкультур, ставшие модными благодаря телевидению, стали появляться в повседневных гардеробах.
Кожаные жилеты и пиджаки часто носил и сам Михаил Шемякин. В 1970-80-е, во Франции или в США, как часть эпатажного образа современного художника или уже прижившийся элемент гардероба, но мы встречаем кожаные изделия на разных фото и видео того времени.
С другой стороны, термин «хип-хоп» зародился именно на нью-йоркских улицах 1980-х годов, когда музыка бедных слоёв населения начала привлекать интерес. Молодежь Бронкса, Харлема и других неблагополучных районов увлекалась брейк-дансом, рисовала граффити, создавала свой особый мир. Их отличительные черты – спортивная одежда, мешковатые и оверсайз-фасоны, а ещё – огромная любовь к названиям лейблов на самом видном месте. Из этой культуры вышел такой яркий художник, как Жак-Мишель Баския – о его попытках заработать на одежде с граффити рассказывали в прошлый раз.
Сейчас мода 1980-х кажется далёкой и вызывающей со своим стремлением к китчу и преувеличению всего – фигуры, макияжа, аксессуаров. Но вместе с тем, эта эпоха не может не восхищать своей смелостью и разнообразием. Новаторские приемы дизайнеров, их стойкая ассоциация с определённым социальным слоем или обществом, массовое подражание иконам стиля – это всё отражало такие же стремительные и глобальные изменения, происходящие во всем мире. Именно поэтому бренду Шемякин Дизайн кажется важным рассказать о том, что сформировало сегодняшнюю моду и стиль. Так гораздо понятнее, как отразить в новых коллекциях тенденции и запросы завтрашнего дня.
Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»