Если бы в хоккее, как в кино, вручали призы за лучшую роль второго плана, то в магнитогорском «Металлурге» времён Валерия Белоусова был бы свой постоянный номинант.
Виктор Королёв, которого будущий мэтр отечественного тренерского цеха по одному ему ведомым критериям в 1997-м определил своим главным помощником в штабе Магнитки, всегда оставался в тени. Но каждый из целого каскада триумфов «Металлурга» на стыке ХХ и ХХI веков состоялся при его непосредственном и весьма ощутимом участии. Значит, не зря три десятилетия назад Королёв стал полноценным магнитогорцем, когда после четырёх лет, проведённых в городе, перевёз, наконец, из родного Челябинска свою семью в шикарную по тем временам квартиру в только что построенной многоэтажке.
Если верить байке, вратаря, закончившего в 1990 году выступления в высшей лиге чемпионата СССР за «Трактор», заманили в Магнитогорск комбинатским бартером. Ансамбль стенки «Магнитка» и мягкой мебели «Клара», выпускавшимися местной фабрикой совместно с югославскими партнёрами, во времена тотального дефицита делал любую квартиру по-настоящему шикарной, а её хозяина – зажиточным человеком. Не устоял от магнитогорского соблазна и коренной челябинец Виктор Валентинович. Но вряд ли он тогда предполагал, что переход в команду, дебютирующую в первой лиге союзного чемпионата, определит его дальнейшую судьбу.
По складу характера Королёв – из тех людей, кто совершенно не тяготится теневым амплуа. С желанием «позвездить» он напрочь расстался ещё на заре своей игровой карьеры. «В молодости, защищая ворота во время матчей, даже радовался, если соперник много атаковал, – рассказывал как-то Виктор Валентинович (Королёв всегда охотно, в том числе и неофициально, общался с журналистами – за это его Белоусов тоже ценил, частенько отправляя на пресс-конференции после матчей). – Смотрите, мол, как я круто играю! А потом понял: главное – это победа команды. И размышлял уже по-другому: пусть моментов у моих ворот будет поменьше, я останусь в тени, не покрасуюсь перед зрителями, зато мы выиграем!»
Словно подтверждая эту мысль, карьера мастера спорта СССР и заслуженного тренера России в элите нашего хоккея сложилась так, что всегда он оставался в тени главных исполнителей. Когда выступал в высшей лиге чемпионата СССР за челябинский «Трактор», был вторым вратарём – сначала после Леонида Герасимова, при котором команда завоевала свои единственные в советскую эпоху бронзовые медали, затем – Сергея Мыльникова, доросшего до заслуженного мастера спорта СССР и титула олимпийского чемпиона. Когда работал старшим тренером магнитогорского «Металлурга», исполнял роль первого помощника Валерия Белоусова, затем – Марека Сикоры и Фёдора Канарейкина. Но именно в этих ипостасях Королёв был незаменим, как будто подчёркивая «киношную» аксиому: «Оскары», полученные за роли второго плана, ценятся не меньше, чем награды за главные роли.
Кстати, в тренерском штабе выступавшей на высшем уровне Магнитки Виктор Валентинович задержался почти на полтора десятилетия (редчайший случай для новейшей истории отечественного хоккея) – до конца сезона 2009-2010, поработав ещё и с Дэйвом Кингом, а «под занавес», закольцевав композицию, – вновь сначала с Валерием Постниковым (в его штабе он появился ещё на заре своей тренерской карьеры), потом с Валерием Белоусовым.
«Минутой славы» Виктора Королёва – вратаря стал, пожалуй, матч «Трактора» в Москве с тогдашним бессменным чемпионом ЦСКА, состоявшийся 30 ноября 1980 года. Главный тренер команды Геннадий Цыгуров дал передохнуть основному голкиперу 30-летнему Леониду Герасимову, отрядив в ворота 23-летнего дебютанта высшей лиги. Питомцы Виктора Тихонова к концу второго периода добились солидного преимущества – 4:1. Но челябинцы, ворота которых защищал, как бы сейчас сказали, бэкап (тогда такого слова в нашем хоккее не употребляли), и не думали сдаваться. Королёв отразил несколько опасных бросков, и «Трактор» в последние десять минут игры нашёл в себе силы на потрясающий камбэк. Дубль Валерия Белоусова и одна шайба Николая Макарова позволили гостям сравнять счёт – ничья 4:4. Тот матч стал одним из ключевых событий сезона, которые вдохновили челябинский клуб на подвиги. «Трактор», крайне неудачно начавший чемпионат, постепенно поправил свои дела и в итоге занял четвёртое место в высшей лиге вслед за московской тройкой призёров – отличный результат по тем временам!
Тренерские успехи Виктора Королёва связаны исключительно с Магниткой.
В восьмидесятых и первой половине девяностых годов прошлого века немало бывших хоккеистов «Трактора» на закате карьеры «отметились» в «Металлурге». Но мало кто из них поверил в блестящее будущее заурядной провинциальной команды, смотревшей на клуб областного центра снизу вверх. Один из ярких челябинских мастеров советского времени – Юрий Шумаков – спустя много лет прямо признал, что не разглядел перспектив Магнитки и даже пожалел о собственной недальновидности.
Королёву сожалеть не пришлось ни разу. Для хоккейного клуба «Металлург» он всегда был кстати: для начала поиграл в воротах в первой лиге, затем встал на тренерский «мостик» в должности играющего тренера, после поработал «главкомом» в только что созданном фарм-клубе, с головой окунувшись в подготовку резерва, а в 1997-м по приглашению Белоусова вернулся в основную команду – уже на должность старшего тренера…
Надо сказать, что выбор Валерия Константиновича практически никто в клубе не приветствовал – Валерий Постников вовсе был шокирован таким поворотом. Однако, как это часто бывает в хоккее, игра всё рассудила. Белоусов с Королёвым и Виктором Суховым в своём тренерском штабе выиграл с Магниткой столько титулов, сколько, наверное, ни один другой наставник выиграть с ней никогда уже не сможет.
Во всех триумфах «Металлурга» в первые полтора десятилетия выступлений на высшем уровне есть немалая толика труда Королёва – в послужном списке тренера восемь золотых наград. Магнитка за эти годы добыла три «Сильверстоуна», дважды став лучшим клубом континента в Евролиге (1999, 2000) и однажды – в Кубке чемпионов (2008), трижды завоевала золото чемпионата России (1999, 2001, 2007), а также выиграла Кубок страны (1998) и Суперкубок Европы (2000). В те обросшие уже легендами времена и получил он клубное прозвище – Царь. Величали так старшего тренера хоккеисты, в том числе и уважаемый капитан – Михаил Бородулин, а порой и руководители клуба.
Царь второго плана – явление уникальное.
© Владислав Рыбаченко
Использованы фото из архива газеты «Магнитогорский металл» и ХК «Металлург»