Министерство сообщения подготовило для правительства документ о положении портов и планах реформы отрасли
Латвийские порты ежегодно теряют существенную долю грузооборота. На портале правовых актов появилось информационное сообщение ведомства Каспарса Бришкенса, в котором "прогрессивный" министр в рамках объявленной еще весной "транзитной революции" объясняет, куда движется некогда процветавшая отрасль.
Санкции США
Все началось в конце 2019 года, когда американский Минфин включил правление Вентспилcского свободного порта в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC). Этот ход стал возможен при активном лоббировании политиков партии "консервативных", чей представитель Талис Линкайтс возглавлял тогда министерство сообщения.
Под санкционным предлогом в начале 2020 года была оперативно предпринята реформа управления портами. Заодно с Вентспилсом взялись и за столицу - как поясняет представленный сейчас правительству документ, - "по существу, с целью преобразовать управления Рижского и Вентспилского свободных портов в общества капитала".
Появилось акционерное общество Ventas osta. "Проводились различные предварительные работы, готовились проекты правовых актов, менялись политические установки, организовывались различные дискуссии", - отмечается в документе Минсообщения.
Все вышеназванное происходило на фоне сперва пандемии, затем СВО на Украине и введенных против России и Беларуси санкций, что само по себе не способствовало расцвету транзита. Вскоре выяснилось, что "по-прежнему есть недочеты, которые необходимо пересмотреть, и необходимо ввести улучшения в модель управления портами, чтобы та была бы эффективней и жизнеспособней".
Новый этап работы закипел после утверждения правительства Эвики Силини в сентябре 2023 года.
"В рамках этой реформы предусматривалось пересмотреть имеющиеся институциональные рамки, методику оценки и привлечения инвестиций, а также улучшить управление отраслью в целом. Новая модель управления портами включала в себя также пересмотр функций и роли портов по существу, обеспечивая, что развитие и управление портами будет проводиться в соответствии с современными требованиями и принципами долгосрочного развития", - говорится в документе ведомства.
Тут же министерство пишет: "В январе 2024 года Сейм Латвийской Республики принял существенные поправки в Закон о портах, фактически остановив нынешнюю реформу управления портами, которая предусматривала преобразование Рижского и Вентспилсского торгового портов…" То есть все четыре года преобразований закончились ничем.
Управление и надзор
"Сменить области ответственности на индустриальное развитие…" - такие перспективы для портов Латвии рисует министерство сообщения. То есть вместо собственно приема морских судов они будут что-то производить.
При этом у них будет весьма непростая структура руководства: "Сохранить управления Рижского порта, Вентспилсского порта и Лиепайского порта как отчужденные публичные общества, уменьшить политическое влияние, отделив функции надзора от функций операционного руководства в портовых управлениях".
То есть в каждом порту будет не только непосредственный начальник, но еще и структура, над ним наблюдающая.
"Отделить территории, которые прямо не связаны с деятельностью портов, в компетенцию самоуправлений, соответственно, предусмотрев для самоуправлений функции как управлений специальных экономических зон", - разъясняется в сообщении.
Бришкенс утверждает в своем документе, что цель новых предложений - "уменьшить политическое вмешательство". Однако тут же утверждается, что в портах Вентспилса, Лиепаи и Риги будут сформированы "советы как надзорные институты", в каждый из которых войдут по два представителя государства и один - от самоуправления.
"Условия отбора предусматривают, что процесс номинации члена совета отвечает принципам хорошей практики корпоративного управления, обеспечивает открытый, честный и профессиональный отбор членов советов и содействует образованию профессионального и компетентного института портового управления", - настаивает Минсообщения.
Однако на рынке труда сложно найти девять годных кандидатов в члены портовых советов. Понятно, что в новую административную структуру будут назначать по совместительству уже где-то служащих проверенных чиновников. Близких правящим партиям.
Советы же, в свою очередь, также на открытом конкурсе будут выбирать управляющего портом - топ-менеджера, "который обеспечит оперативную работу управления порта". Но не только. В его задачи входит: "осуществлять программу и планы развития порта, надзирать за развитием и модернизацией портовой инфраструктуры, определять приоритеты для долгосрочных инвестиционных проектов и привлекать инвестиции…"
Мегапредприятие от Бришкенса
Гавани в Латвии отвлекутся от скучной задачи морского транспорта (все равно не получается) и будут теперь "немножечко шить". Но на этом реформы от Каспарса Бришкенса не заканчиваются. Министр предлагает объединить в одном предприятии грузовые порты и общественный транспорт.
"Важно обеспечить единое стратегическое управление всех транспортных отраслей, особенно автодорог, железных дорог, общественного транспорта и также в области портов. Поэтому надзирающие за инфраструктурой автодорог и железных дорог предприятия и предприятия планирования общественного транспорта предусматривается объединить в одном обществе капитала".
Хотя, как успокаивает Минсообщения, "по-прежнему главная задача портов есть поддержание гидротехнических сооружении и акватории. Также в дальнейшем портовое управление может принимать решение оказывать услуги в портах - исключая услуги обработки грузов…"
То есть главная функция, которой веками занимались порты, у них отчего-то отбирается. Зато с барского плеча предлагается заняться производством или общественным транспортом. Не стоит удивляться, если "коалиция перемен" в Рижской думе решит, например, провести трамвай на недозагруженный угольный терминал в Криевусале, который с такой помпой открывали незадолго до коронакризиса.
Как Латвия замахнулась на транзитную революцию, каких убытков ждет Рижский порт от разрыва связей с Россией и в чем сейчас главная проблема порта Лиепаи.