Найти тему
Extreme Sound

Роберт Трухильо: Почему Лемми – один из величайших

Оглавление

Роберт Трухильо из Metallica рассказывает о технике Лемми Килмистера, его музыкальном арсенале… и о том незабываемом случае, когда он познакомил лидера Motörhead с Джони Митчелл.

Лемми
Лемми

Кумир с юности и "король пляжа" на Ozzfest

В детстве вы представляли себя Лемми перед зеркалом в спальне?

А кто этого не делал? [Смеется.] Для меня Лемми всегда был воплощением бунтаря. Он музыкант, который всегда делал все по-своему и, поступая так, проложил путь для множества других групп.

Выступали ли вы на разогреве у Motörhead до Metallica, когда играли в Suicidal Tendencies?

Мы точно играли перед Motörhead на нескольких европейских фестивалях, но совместных туров у нас не было. Однако я уже в Metallica, и все это время Лемми то и дело появлялся в моей жизни.

У вас есть какое-то особенное воспоминание о нем?

О да, на Ozzfest в США. Он был в коротких джинсовых шортах. [Смеется.] Почти как плавки. Он загорал – ему было все равно, что о нем думают другие. Мы все были в шортах до колен, а он щеголял в своих мини-шортах. И это то, что я люблю в Лемми. Он всегда оставался верен себе.

Самая чистая правда о Лемми – он не гнался за легкой наживой. У него уникальный стиль – в каком-то смысле он законодатель рок-н-ролльной моды. Ему не нужно ничего говорить, когда он входит в комнату – такая энергия от него исходит. Как будто сам Клинт Иствуд пожаловал. Он крутой.

Уникальная техника и место в "пантеоне" басистов

Когда вы вручали Лемми награду за вклад в музыку на Bass Player Live! в Лос-Анджелесе, он пошутил: "Я играю на басу только потому, что был паршивым гитаристом". Но ведь в каждой шутке… Он и правда играет на басу, как на шестиструнной гитаре.

Лемми получает награду за пожизненные достижения на концерте Bass Player Live! в Лос-Анджелесе от Роберта Трухильо
Лемми получает награду за пожизненные достижения на концерте Bass Player Live! в Лос-Анджелесе от Роберта Трухильо

В этом и заключается особенность его техники. Для музыканта очень важно найти свой собственный стиль, и Лемми это сделал. Как и у Джако Пасториуса, у него совершенно неповторимое звучание. Лемми использует аккорды и дисторшн, и у него один из самых необычных усилителей Marshall, какие я когда-либо видел. Боюсь его даже включать… кажется, он вот-вот взорвется. У него крылья! То есть Лемми задумывается даже о том, как выглядит его усилитель. Это настоящее мастерство.

Объясните непосвященным, насколько сложно играть в таком стиле?

Это непросто. А когда поешь и играешь одновременно – еще сложнее. И вот еще что: в вокальном плане Лемми тоже уникален. Некоторые могут подражать Роберту Планту или Джеймсу [Хэтфилду], но я еще не слышал ни одного певца, который бы смог скопировать манеру Лемми.

Будь то настройки его усилителя или техника игры медиатором – иногда "лучше меньше, да лучше". И музыка Лемми звучит просто, но то, что он делает, совсем не просто. Никто не может делать это так, как Лемми. Даже его манера держаться… то, как он наклоняет микрофон вниз… внимание этого человека к деталям поражает.

Какое место занимает Лемми в пантеоне величайших басистов всех времен? Может быть, топ-5, а то и выше?

Что ж, интересный вопрос. Было так много великих: Джако Пасториус, Гизер Батлер, Geddy Lee и музыканты Motown… Но Лемми точно входит в их число. Я преклоняюсь перед многими басистами, но когда у тебя есть такое сочетание стиля, неповторимости, драйва и харизмы – ты определенно в пятерке лучших. Сто процентов.

Представьте: на планету Земля прилетел марсианин, и вы хотите дать ему послушать песню, которая в полной мере отражает стиль Лемми. Что бы вы выбрали?

Это просто. Ответ банальный, но Ace Of Spades – одна из самых ярких песен в истории рок-н-ролла. Это квинтэссенция Лемми. В ней есть мощь, грув, и ее просто классно играть. Это классика, как Whole Lotta Love или Enter Sandman. Одна из тех песен, которые невозможно не узнать. Я мог бы назвать Damage Case или Killed By Death, но для меня Ace Of Spades вне конкуренции.

А Metropolis? Ведь именно в ней наиболее ярко проявляется та техника, о которой мы говорили – "бас как соло-инструмент"?

Да, но для меня Ace Of Spades – это манифест бас-гитары. Песне не обязательно иметь басовое соло или даже много нот, чтобы произвести впечатление.

Лемми, Джони Митчелл и "самая крутая сигарета"

Расскажите историю про Лемми и Джони Митчелл.

Я познакомился с Джони , а через несколько месяцев в House Of Blues в Голливуде проходило мероприятие в честь Кита Муна и Джона Энтвистла. Туда пришел и Лемми – он тоже получал награду.

Я стоял на улице, как вдруг подошел Лемми – поболтать и выкурить по сигарете. Я пригласил Джони, но в какой-то момент подумал, что она не придет. Но она пришла! Подошла к нам, села и тоже закурила. Я сидел между ними, вдыхал их дым… но мне было все равно – это был такой невероятный момент!

Джони Митчелл (род. 7 ноября 1943, Форт-Маклауд, Альберта, Канада) — канадско-американская певица и автор песен, мультиинструменталистка и художница.
Джони Митчелл (род. 7 ноября 1943, Форт-Маклауд, Альберта, Канада) — канадско-американская певица и автор песен, мультиинструменталистка и художница.

Лемми затягивается сигаретой, Джони – тоже, и тут я их знакомлю. Джони наклоняется и говорит: "Привет, Ленни". Лемми, не моргнув глазом, делает глубокую затяжку и спрашивает: "Джони, какой, черт побери, аккорд ты играешь в Court And Spark? Я никак не могу его понять". А Джони отвечает: "Ну, Ленни, у меня специальный строй".

Лемми, Роберт Трухильо и Джони Митчелл
Лемми, Роберт Трухильо и Джони Митчелл

Оказалось, Лемми был ее большим поклонником – они долго обсуждали ее песни. А я просто сидел, вдыхая дым из легких Лемми из Motörhead и Джони Митчелл. Это был один из самых крутых, самых невероятных моментов в моей жизни. Два культовых музыканта, столь преданные своему искусству, своей музыке. Такое случается раз в жизни.