Оформление кредитов мошенническим путём – проблема, с которой сегодня всё чаще сталкиваются банки и их клиенты. С ростом доступности цифровых сервисов мошенники стали придумывать разнообразные схемы для незаконного обогащения.
Расскажу о самых популярных, а также о том, как уберечь себя и близких.
Как обманывают мошенники
Чаще всего мошенники выходят на контакт напрямую, по телефону или в мессенджерах. Конечная цель разговора — заставить банковского клиента обманным путём самому совершить денежные операции или поделиться конфиденциальной информацией.
Сценарии самые разные – получение доступа к онлайн-банку и счетам, вербовка, распространение ссылок через фальшивые ресурсы для сбора персональных данных. Остановлюсь на каждом подробнее.
“Ваш банковский счёт пытаются взломать”
Классическая схема – когда мошенники представляются сотрудниками банков и сообщают потенциальной жертве о том, что её счёт пытаются взломать. Обещая помочь, телефонные мошенники просят сообщить пин-код, который приходит клиенту банка по смс – после чего получают доступ к банковским счетам.
Как правило, мошенники звонят с подставных сим-карт. В банках регулярно фиксируют звонки с зарубежных номеров – например, +84 95 ххххххх или + 49 хххххх. Визуально они похожи на обычные звонки с российских городских и мобильных номеров. Однако, российские номера состоят из 11 цифр, и звонки с территории России всегда начинаются с 8.
Чаще всего мошенники связываются со своими жертвами в мессенджерах. Посчитано: каждый второй мошеннический звонок проходит через WhatsApp, Viber и другие сервисы обмена сообщениями. Важно помнить, что банки не звонят клиентам через мессенджеры, потому что такой формат не имеет юридической силы. Собеседник не обязан совершать какие-либо действия со своими средствами и раскрывать персональные данные.
“Помогите в борьбе с мошенниками”
Ещё один способ вовлечения в схемы по краже средств клиентов банков – вербовка. Злоумышленники обзванивают тех, кто уже пострадал от рук мошенников, и от лица органов госбезопасности предлагают им “официальную работу” по поиску преступников с регулярным доходом.
В действительности “будущий работник” становится дроппером. На карту его банка мошенники переводят похищенные деньги и заставляют его выполнять действия по их “спасению” – незаконно обналичивать украденные средства.
“Ваша учётная запись заблокирована”
Часто мошенники звонят от лица сотрудников кол-центра. Поводом для разговора с жертвой становится мнимая блокировка его учётной записи в онлайн-банке, к которой злоумышленники предлагают восстановить доступ. Опять же – по пин-коду их смс.
Цель разговора в этом случае – получить данные банковского клиента и войти в его учётную запись. Получив доступ к аккаунту клиента, мошенник может подать онлайн-заявку на кредит и вывести имеющиеся средства. После этого доверенный номер телефона меняют, а похищенные деньги переводят на сторонние счета – свои или дропперов.
“Перейдите по ссылке”
Излюбленный мошеннический приём – рассылка спам-сообщений с вредоносными ссылками. По оценке специалистов банка ВТБ, каждая десятая атака содержит фальшивые ресурсы и спам на самые разные темы: лёгкий заработок в интернете, продажа горящих туров и популярных онлайн-игр и пр. Более того, мошенники теперь умеют подделывать официальные сайты, аккаунты и приложения банков, маркетплейсов и государственных сервисов.
Все эти подменные ресурсы представляют серьёзную угрозу, поскольку с их помощью злоумышленники собирают персональные данные клиента. При установке приложения или переходе на сайт у жертвы запрашивают номер телефона, банковской карты или логин и пароль от онлайн-банка. Всё это нужно мошенникам, чтобы получить доступ к банковским счетам и аккаунтам.
Выявить подменный ресурс бывает не так просто, но есть определённые критерии:
Проверьте адрес сайта – комбинация букв в адресной строке фальшивого ресурса будет отличаться от оригинального названия.
Обратите внимание, не предупреждает ли браузер о небезопасном ресурсе. Символ в виде замка говорит о надёжности сайта.
Смотрите на наполнение сайта: фальшивые ресурсы могут быть одностраничными и иметь ограниченный ассортимент товаров. В тексте могут встречаться ошибки – на официальных сайтах их практически не бывает.
Тщательно вчитывайтесь в смс от банка и сообщения и не спешите переходить по ссылкам от третьих лиц. Вполне вероятно, это дело рук мошенников.
Внимание: новая схема
Недавно банки зафиксировали новый всплеск активности с оформлением мошеннических кредитов. Жертвами стали те, кто однажды сменил номер телефона, но не обновил свои данные на Госуслугах и в банках.
По закону, если вы не пользуетесь сим-картой более 90 дней, ваш сотовый оператор имеет право расторгнуть договор и выставить ваш телефонный номер на продажу. При этом проверить, привязан ли он к каким-либо сервисам, и отвязать его, оператор не может. Этим решили воспользоваться мошенники.
Злоумышленники берут номера, которые продаются на рынке, и покупают те, которые привязаны к банковским сервисам. Имея на руках телефонный номер, мошенники взламывают личный кабинет (а сделать это просто – через восстановление доступа по смс), а затем – оформляют на имя бывшего владельца кредит.
Чтобы обезопасить себя от кражи личных данных и денежных средств, следует придерживаться следующих правил:
Настроить двухфакторную аутентификацию для всех сервисов, к которым привязаны ваши банковские карты. А лучше – ко всем, которые содержат конфиденциальную информацию о вас.
Настроить получение уведомлений о входе в личный кабинет на всех цифровых сервисах.
Отвязать старые телефонные номера, которыми вы не пользуетесь.
Регулярно обновлять пароли – это одно из ключевых правил цифровой гигиены.
Отслеживать активность на банковских счетах. Возьмите в привычку периодически проверять вашу кредитную историю и запрашивать банковские выписки.
При обнаружении подозрительной активности – незамедлительно сообщать напрямую в банк.
Как уберечь себя от мошенников?
Хотя схемы мошенников становятся сложнее, соблюдение базовых правил цифровой и финансовой безопасности может уберечь вас от ошибок. Подготовила небольшую памятку по защите от мошенников – советую изучить и разослать близким.
- Помните, что банки не используют для общения с клиентами мессенджеры.
- Всегда обращайте внимание на номер, с которого вам звонят. Отечественные операторы используют 11-значные номера и начинаются с цифры 8.
- Будьте бдительными. Если поступивший звонок кажется вам подозрительным – не спешите совершать финансовые операции.
- Не разглашайте личную информацию незнакомым людям и не делитесь ей на подозрительных ресурсах.
- При любых неоднозначных ситуациях – обращайтесь в банк по телефону горячей линии или в службу поддержки в приложении.