Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Как бездари-янки Eagles перещеголяли британцев Uriah Heep по гениальности в 5 раз, украв свой единственный хит у британцев Jethro Tull

В 1976-м году американская рок-группа Eagles, не блиставшая композиторскими успехами, выпустила свой единственный хит «Hotel California», который банально украла у британской рок-группы Jethro Tull. Но слава «Орлов» началась гораздо раньше – в начале 70-х, когда известным в рок-индустрии людям срочно потребовалась группа, которая должна была принести им миллионы долларов на ровном месте. И хотя музыканты этой группы и в композиторском, и в имиджевом плане оказалась сущими бездарями, тем не менее свою задачу они выполнили, переплюнув по коммерческому успеху практически всех тогдашних рок-классиков, за исключением, пожалуй, одних только The Beatles и The Rolling Stones.

Eagles "Hotel California"
Eagles "Hotel California"

Как-то лет пять назад я путешествовал по нашей местной барахолке, растянувшейся на несколько кварталов, и выискивал всякие винилы для своей коллекции. Очень часто ими тут торгуют всякие нарики и бомжи, и фирменные диски у них можно купить буквально за копейки, особенно если берешь много гамузом.

Но на этот раз мне попался профессиональный винильщик, который притащил несколько ящиков пластинок и тоже распродавал их по дешевке, потому что на барахолках обычно нормальную цену не дают. Барахолка – это барахолка, сюда люди не приходят за винилом, и если уж притащил на барахолку такой специфический товар, значит должен соответствовать требованиям рынка. Поэтому если и приносят фирменный винил на нашу барахолку, то только в припадке полного финансового краха, когда цена не имеет значения – главное побыстрее получить живые деньги.

Короче, ничего интересного я в тех коробках не нашел, но не потому, что там ничего интересного не было, а потому, что всё интересное из этих ящиков уже было в моей коллекции. Покупать же даже по дешевке дубликаты не было смысла, потому что это был бы для меня просто мертвый груз. Я не барыга и не меняла, а просто покупатель всяких виниловых пластинок.

Но в этот раз я обнаружил в этих ящиках три фирменных диска Eagles, которые этот винильщик мне был готов уступить по 100 рублей за штуку. Ну, это вообще даром, учитывая стоимость этих дисков в интернет-магазинах.- от 2 до 4 тысяч в зависимости от состояния. Ну, ясно, что в интернете цены задраны просто до небес на дурака, реально эти диски можно купить и вдвое дешевле, но 100 рублей – такая цена на барахолке. Правда, не для всех дисков, но для стандартной фигени она вполне нормальная.

Вообще-то для меня группа Eagles – это чистый музыкальный мусор, я хорошо изучил музыку этих американцев, и не нашел в ней ничего интересного. Но винил – это винил, а, так как группа все же была известная, то по дешевке ими свою коллекцию пополнить было не зазорно хотя бы из-за интересно оформленных конвертов. Можно не слушать музыку, но любоваться конвертами и пластинками – это моя мания.

Вот, например, для меня точно такой же мусор – группа Boston, но я не побрезговал на той же барахолке по тем же ценам купить для своей коллекции три их первых альбома. Кто-то скажет, что это извращение, но я так не думаю. Я для своей коллекции даже «Бони Ем» и «АББУ» приобрел, правда, не фирменные диски, а советские, но не потому, что они дешевле фирменных, а потому, что советские диски - это виниловая классика. Не музыкальная, в именно виниловая.

Точно такой же виниловой классикой я считаю и «Иглз» с «Бостоном», а если попадутся по дешевке, например, «Гансы и Розы», которых я на дух не переношу – то тоже прикуплю. И особенно меня интересуют российские варианты их альбомов, потому что это раритеты – фирменных копий было выпущено раз в 1000 больше.

Семь студийных альбомов Eagles, и один - концертный (1980 г.)
Семь студийных альбомов Eagles, и один - концертный (1980 г.)

Итак, выбрал я из тех ящиков три альбома – «Eagles» 1972 года, «On the Border» 1974-го и «One of These Nights» 1975-го – все на английской пластмассе и в приличном состоянии. «Отель Калифорния» 1976-го у меня был и до этого – вообще даром достался в 90-х, когда какой-то «новый русский» мой сосед выметал хлам от прежнего жильца из новоприобретенной квартиры. Не хватает в моей коллекции только альбомов 1973 и 1979 года и концертника 1980-го, но думаю, что скоро наткнусь и на них, и тогда моя виниловая коллекция Eagles будет полной.

Однако я этот перформанс нишу не для того, чтобы похвастаться приобретением по дешевке пластинок, музыку на которых не ценю ни в грош. Дело тут в другом. В тех ящиках я обнаружил и пластинки Uriah Heep классического периода 70-х годов, музыку которых я ценю так высоко, что «Иглсы» на этом фоне выглядят микробами по сравнению с галактикой Альфа Центавра. И вот, когда я поинтересовался у винильщика ценами на альбомы «Хипов», то оказалось, что менее чем за 300 рублей он не может расстаться ни с одним из них.

Ну, меня это не удивило. Хоть 300 рублей – это тоже дешево, но разница между 100 рублями за «Иглсов» и тремя сотнями за «Хипов» была весьма ощутительная. Однако я не стал расспрашивать – почему «Хипы» и «Иглсы» ценятся так по-разному, потому что я прекрасно знал, что даже на «тучах» Eagles никому не нужны, кстати, не были нужны они и в советские времена. За Uriah Heep «Look at Yourself», «Demons and Wizards» или «Firefly» цены всегда были в 2-3 раза выше, чем за альбомы Eagles. И это закономерно, потому что унылая музыка американских «Орлов» не шла ни в какое сравнение с просто гениальными феериями британских «Хипов».

Да и не только с «Хипами» можно сравнить музыку Eagles. Американские же Styx или Kansas в 70-е годы демонстрировали музыку в разы более интересную. А взять Элиса Купера или Джими Хендрикса, то рядом с ними «Иглсы» и рядом не валялись. Даже «Киссы» - и те у нас всегда ценились высоко, особенно первые три альбома 1974-75 гг., они вообще по цене всегда зашкаливали. И это я не говорю уже про таких гигантов американского рока, как Grand Funk Railroad или Rush (тоже, по сути, американцы), по сравнению с которыми Eagles выглядели вообще как дырка от молекулы.

Я поинтересовался у этого винильщика – а нет ли у него где-то в загашнике «Гранд Фанков»? Он сказал, что дома есть, но он не продаст их и за 1000 рублей.

Вот так - «Иглс» за 100 рублей, и «Гранд Фанк» - за 1000 (и выше). Вы понимаете всю глубину разницы между этими двумя группами?

Eagles в 1976 году. Автор хита "Hotel California" Дон Фелдер - в центре
Eagles в 1976 году. Автор хита "Hotel California" Дон Фелдер - в центре

Но для чистоты эксперимента все же следует сконцентрироваться на глубине разницы между «Орлами» и «Хипами». Если брать по ценам, то музыка Eagles в несколько раз менее интересная, чем музыка Uriah Heep. И даже если не брать цены, а просто спросить себя честно – почему все альбомы американцев получали «мультиплатины», а диски британцев еле-еле добирались до «золота», да и то очень редко? – то нормальный меломан не сможет ответить на этот вопрос.

А если кто скажет, что музыка Eagles в разы интересней музыки Uriah Heep, тот обычный попсовик, и к рок-музыке имеет отношение такое же, какое имеет Баба Яга к Папе Римскому.

Короче, принес я домой эти «Иглсы» и поставил их на полку в раздел американской рок-музыки – с самого краю, рядом с «Бостонами» и «Бон Джовями», потому что рядом с «Гранд Фанками», «Стиксами», «Канзасами» и даже «Киссами» они находиться недостойны. Я их от настоящей рок-музыки отделил дисками «REO Speedwagon», «Three Dog Night» и «Rare Earth» - тоже те еще «рокеры», но, по крайней мере, их музыка хоть что-то из себя представляет.

А вот «Иглз» - это просто феномен, вернее – парадокс. Каким образом эти специалисты по музыке, под которую сразу начинаешь зевать, умудрялись срубать свои «платины»? Пути рок-славы в Америке неисповедимы. Ну, понятно, что альбом «Отель Калифорния» получил свои 26 «платин» за одноименную песню на нем, а больше на альбоме слушать нечего, как, впрочем, и на остальных.

Но вот скажите, а почему столько же «платин» не получил альбом Uriah Heep «Look at Yourself» с эпохальной песней «July Morning»? Или кто-то скажет, что песня «Hotel California» гораздо более эпохальная, чем «July Morning»? Я знаю, что никто не скажет.

А песни «Lady in Black» или «The Wizard»? Или «Sunrise»? Или «Firefly»? Наверное, «Отель Калифорния» все же гораздо больший шедевр, раз только синглы с этой песней разошлись в количестве более 4 миллионов копий, а вот сингл с «July Morning» даже до «серебра» не добрался. Ну, Хенсли полный бездарь, раз написал такую непопулярную песню, а вот музыканты группы «Иглз» - просто гении.

Ну не правда ли? Скажите, что не так.

Короче, не хочу дальше размусоливать эту тему, скажу только, что рок-группа Eagles - просто бездари. Одну нормальную песню – «Hotel California» - умудрились записать, да и ту банально своровали у английской группы. Ну, конечно, не саму песню, а основную конструкцию, тем не менее и так ясно, что вся эта песня банально содрана, причем со всеми ништяками, которые ее сделали уникальной.

Песня эта в оригинале называется «We Used To Know», и появилась она в 1969 году на альбоме английской группы Jethro Tull «Stand Up».

Вот вам и всё. Американская группа Eagles, не создав за четыре года ни одной запоминающейся песни, решила блеснуть умом и просто совершила банальное воровство. А как это еще назвать?

Иначе никак. Бездарные музыканты превратились в воров с целью повысить свой рейтинг. Ясное дело, что он у группы и так был высок, но только в США. Потому они решили ограбить своих британских коллег, чтобы на их наследии создать мировой хит, и это им удалось.

Непонятно только, почему об этом до сих пор молчат те, кому по должности положено задавать всякие неудобные вопросы?

Я думаю, что «Иглсы» просто очень хорошо заплатили автору оригинала «Hotel California» Иэну Андерсону, чтобы он не поднимал кипеж по поводу этой наглой обдираловки. Альбом «Таллов» с этой песней очень хорошо продавался в США – было продано почти 700 тысяч экземпляров, и вряд ли музыканты Eagles его не слышали.

А еще в Лондоне, где они записывали первые свои альбомы, «Иглсы» постоянно пересекались с Jethro Tull в студиях Olympic Studios, Islands Studios и Morgan Studios. Просто поразительные случайности.

Мало того, в 1972 году Eagles играли на разогреве у Jethro Tull на концертах, во время которых исполнялась песня «We Used To Know».

Совпадение? Не думаю.

Иэн Андерсен в 1969 году
Иэн Андерсен в 1969 году

Американская группа Eagles целенаправленно украла у Jethro Tull песню и путем несложных манипуляций превратила ее во всемирный хит. Хотя, возможно, я зря совершаю поклеп на мировых знаменитостей в воровстве, могло быть и такое, что американцы заранее сговорились с Иэном Андерсоном, прекрасно понимая, какой огромный потенциал заложен в его произведении. Но это не делает авторов американского варианта какими-то музыкальными гениями, которые принесли чужой номер своему продюсеру Биллу Шимчику (знаковая фамилия) и потребовали сделать из него шедевр.

Да, считается, что музыку к песне написал гитарист группы Дон Фелдер, но это очень циничное мнение, настолько же циничное, насколько циничным было бы заявление, например, Ричи Блэкмора, что якобы свой первый хит «Hush» он написал самостоятельно, и ни о каком другом его авторе и слыхом не слыхивал. Примерно то же самое заявил Дон Фелдер, уверяя журналистов, что вообще не слышал музыки Jethro Tull ни в каком виде.

Вот врун, так врун. Но ему за его враки ничего плохого не было, а было только хорошее - он отгреб за этот чужой шедевр немалую часть миллионов, и все остальные, кто был в теме, сделали вид, что ничего не произошло. Сам Иэн Андерсон на все вопросы по поводу такого «совпадения» просто отшутился типа - «бывает и так, что в одну и ту же воронку могут попасть и два снаряда, и три, и даже четыре». В любом случае своего авторства «шедевра» Eagles он не признал, хотя запросто мог лишить Фелдера всех его незаконных миллионов.

Но ворон ворону глаз не выклюет, если сатисфакцию можно просто получить деньгами – без всякого шума и пыли.

Короче, все, что я хотел сказать – я сказал. Хочу повторить снова и снова, рискуя превратиться в банального ворчуна: американская рок-группа Eagles – классические бездари, точно такие же, как и приснопамятные «Гансы и Розы», которые хоть и не создали за свою карьеру ни одного шедевра, но все же чужих песен не воровали. Просто у них папы оказались миллионерами, которые вложили в раскрутку своих чад огромные деньги.

А кто же вложил в раскрутку Eagles миллионы так, что уже самый первый их альбом начал набирать такие обороты по продажам, каких тогда не знал даже Пол Маккартни, лучший композитор тех лет в номинации поп-музыки?

Дело было так. Раскрутил этих американцев лично президент Atlantic Records – Ахмет Эртеган, выделивший своему помощнику Дэвиду Геффену деньги на создание лейбла Asylum специально под новую группу Eagles, которую, в свою очередь, фактически своими руками создала «лучшая поп-певица 70-х» и «королева рока» Линда Ронстадт, причем с дальним прицелом.

Не надо забывать, что основные музыканты Eagles – Фрей, Хенли и Мейснер, - были участниками аккомпанирующей группы Ронстадт, и опекались ее менеджером Джоном Бойланом. Кстати, это тот Джон Бойлан, который через несколько лет, вдохновленный успехом Eagles, создал и раскрутил по старым лекалам новую бездарную американскую группу – Boston. Я о ней уже писал, потому повторяться не хочу.

Вот таким совсем не удивительным, а довольно типичным для Америки образом и появились «платиновые» «Орлы», которые своей чудовищно скучной музыкой буквально загипнотизировали американскую публику по принципу «без паблисити нет просперити». И совсем не удивительно, что пользовались они популярностью только в США, а когда им все же удалось «создать» хит, то только этот хит и принес им известность во всем мире.

А вот об основоположниках этого хита – британцах Jethro Tull, никто сегодня вспоминать не хочет. Это как раз один из тех случаев, когда американцы нагнули британцев и на их горбе выбрались в мировые лидеры.

И вот, возвращаясь к музыке других рок-групп, гораздо менее успешных в финансовом плане, нужно решить – заслужили ли свои 200 миллионов проданных дисков музыканты Eagles, или нет?

Допустим – заслужили. А заслужили ли свои 40 миллионов проданных дисков Uriah Heep?

Допустим, тоже заслужили. Но в таком случае получается, что британцы Uriah Heep бездарнее американцев Eagles ровно в 5 раз, особенно учитывая, что они выпустили в четыре раза больше альбомов.

Справедливо это, или нет?

Кстати, бездарная британская рок-группа Jethro Tull тоже продала всего 40 миллионов копий своих альбомов, хотя выпустила их чуть ли не в четыре раза больше, чем выпустили альбомов Eagles.

Вроде как неувязочка получается.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Такие известные хиты как «Venus», «Hotel California» и «Child in Time» были спёрты у других почти целиком

Альбом Jethro Tull «Aqualung», 1971 г. – это шедевр, оцененный в США целыми тремя «платинами»

Сколько «платин» и «золота» Led Zeppelin собрали за 70-е годы в Великобритании и Германии

Дебютный альбом норвежской рок-группы «Титаник» в 1970 году чуть было не вывел ее в топы, но название подкачало

Альбом «Solar Fire», 1973 г. ~ первый коммерческий успех новой прог-рок-группы Манфреда Мэнна