Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Дебютный альбом норвежской рок-группы «Титаник» в 1970 году чуть было не вывел ее в топы, но название подкачало

В 1970 году норвежская краут-рок-группа Titanic записала и выпустила шикарный альбом, который мог бы ее вывести на вершины всех ведущих мировых чартов. Но, скорее всего, подкачало неоднозначное название, потому что известно, что как группу назовешь – так с ней и поплывешь. И после нескольких лет борьбы с популярностью группа начала менять составы и съехала в какую-то развлекательную рок-попсу.

Виниловый альбом "Titanic", 1970 г. CBS Records
Виниловый альбом "Titanic", 1970 г. CBS Records

Интересно, что группа с таким громким именем, как Titanic, осталась практически неизвестной с самого начала своего существования. А начала существовать группа в 1970 году, когда выпустила свой первый большой диск. И хотя «Титаники» были поголовно норвежцами, но вокалистом у них был англичанин, что очень поспособствовало выходу группы на мировой рынок. Кстати, этот англичанин был вокалистом группы до самого своего конца в 2015 году, и пока он был жив, группа функционировала, хотя, конечно же, того успеха, который был у нее в начале 70-х, она давно уже не демонстрировала.

Студийные альбомы группы Titanic
Студийные альбомы группы Titanic

Я услышал музыку «Титаника» ранней осенью 1978 года, причем на очень хорошей аппаратуре и при громком звуке, и даже не в квартире, а в большом и гулком спортзале. Это был дебютный альбом с очень незатейливым названием – «Titanic». Да, мне повезло, что это был именно дебютный альбом, потому что только на этом альбоме были все хард-роковые хиты группы, а вот на последующих если и были хиты, то не хард-роковые, а просто популярные, так сказать. Можно те хиты назвать поп-роком.

На этом видео видно, как органист ногой озвучивает партии бас-гитары

Надо сказать, что группа «Титаник» со старта раскрутилась очень быстро. Четыре норвежца и один англичанин собрались в Осло в конце 1969 года, создали группу, а уже весной следующего года полетели в турне по Европе, побывали на разных фестивалях, добрались до Израиля, а потом ломанулись в Париж записывать свой первый диск. Причем на этом диске уже было два бессмертных хита, хотя не на них музыканты заработали свои основные деньги.

Конверт альбома "Titanic", 1970 г. м передней и задней сторон
Конверт альбома "Titanic", 1970 г. м передней и задней сторон

Первый диск поступил в продажу осенью 1970 года, но нет совсем никаких данных по хитам продаж в тех или иных странах, хотя он был выпущен в Англии и по всей континентальной Европе, даже в некоторых странах Южной Америки эта пластинка показалась достойной выпуска. В США, правда, альбом никто так и не отпечатал, и немудрено – музыка группы представляла собой довольно жесткий по звучанию краут-рок, которым тогда увлекались все северные европейцы, но в Америке еще не закончилась эпоха психоделии, потому там мрачный органный саунд на бит-основе не пошел.

Тем не менее я бы не сказал, что музыка «Титаников» была такой уж мрачной. Наоборот, она была очень веселой, и даже на нескольких сугубо хард-роковых песнях а-ля Cream или Black Sabbath мрачность как-то не сильно угнетает.

Французский и общеевропейский лейблы диска "Titanic", 1970 г.
Французский и общеевропейский лейблы диска "Titanic", 1970 г.

В общем, альбом получился прекрасный, хотя на нем есть номера настолько стилистически устаревшие, что ими может восторгаться только законченный фанат музыки тех лет. Но я вообще-то этот альбом ценю очень сильно именно благодаря тому лучшему, что на нем есть, а лучшего там большая часть, а то, что худшее, альбом совсем не портит. Например, не портит альбом скиффл а-ля ранние The Beatles, который так и называется – «Оплакиваем Битлов» (или как-то так).Также на пластинке есть и пару поп-номеров, а также одна сопливая баллада а-ля ранние Moody Blues. Но если на это все не обращать внимания, то произведение это можно назвать выдающимся.

Испанский виниловый вариант альбома "Titanic"
Испанский виниловый вариант альбома "Titanic"

Следующая пластинка «Sea Wolf» тоже вышла в 1970 году, но только в Канаде. В остальном мире она появилась в продаже в 1971-м. И хотя для меня она получилась несколько менее убедительной, чем дебют, но выпуск ее именно в Канаде – это может говорить о том, что американцы оценили первый альбом группы. Правда, конкретно в США диск опять-таки не вышел, но зато в Канаде он был отпечатан не на какой-нибудь маленькой частной фирме, а на американском лейбле Columbia. Говорят, что диск из Канады как импорт поступал и в США, тем не менее констатируем факт – в США «Титаники» так никогда и не стали популярными.

На своем третьем альбоме музыканты представили несколько иную музыку – от краута почти не осталось следа, и стало ясно, что группа начала скатываться на более легкие горизонты, надеясь завоевать американский рынок. Но самое большее, что им удалось – это проникнуть в Израиль и даже Южную Африку (наряду с Бразилией, Колумбией, Венесуэлой и Аргентиной), а так дальше Европы творчество «Титаников» не продвигалось.

В 1979 году группа выпустила свой очередной альбом и более чем на десятилетие отправилась на отдых. Правда, в 1993 и 2009 годах последовали еще два диска, но они положения дел не поправили, и до самого 2015 года «Титаники» только изредка гастролировали, пока не умер их фронтмен Рой Робинсон. А когда спустя 4 года умер и основатель группы, гитарист/вокалист Янне Лёсет (или Ян Лозет), то это был вообще конец группы.

А вот с таким конвертом выпустили первый альбом "Титаника" в Колумбии
А вот с таким конвертом выпустили первый альбом "Титаника" в Колумбии

Кстати, интересный момент. Этот Ян Лозет почти все 80-е годы был бас/ритм-гитаристом и лидер-вокалистом известной электронной группы Space, а в 1983-м вместе с Дидье Маруани даже посетил с концертами Москву.

Да, карьера группы с таким многозначительным названием Titanic так и не удалась, хотя и не провалилась, как можно было бы ожидать, имея в виду поговорку «как корабль назовешь, так он и поплывет». Группа выпускала альбомы практически все 70-е, а раз выпускала, значит, какие-то финансисты вкладывали в их раскрутку деньги с необходимой регулярностью. Кстати, когда у Лозета после выпуска последнего альбома группы «Ashes and Diamonds» (2008 г.) поинтересовались, сколько группа за свою карьеру продала дисков, он назвал цифру в 30 миллионов.

Ну, в 30 миллионов пластинок, проданных столь малоизвестной группой, можно поверить, только если к номерным альбомам приплюсовать многочисленные сборники и синглы, которых в начале 70-х было продано тоже много. Однако 30 миллионов – это все равно много для группы, о которой практически ничего не знают даже многие «потомственные» рокеры. Я об этой группе узнал совершенно случайно в конце 70-х, а потом вообще не интересовался ей до самых 2000-х, когда доступ к их записям можно было получить через Интернет. Но вот все 80-е и 90-е на отечественных «тучах» их винилов я не видел. Не видно их, кстати, и сегодня. Виниловые диски группы Titanic можно найти только в Интернет-магазинах по соответствующим (очень высоким) ценам, а вот на барахолках, на которых я собрал свою многотысячную коллекцию винила последние 20 лет, часто редкого, я не встречал даже сборники этой группы.

Ну ладно, оставим рассмотрение дальнейшего пути «Титаников» на потом, а сейчас хотя бы кратко посмотрим, чем же меня так порадовал дебютный диск группы, и чем не порадовал. Но прежде следует сказать, что хотя пластинку записывали пятеро музыкантов, но инструменталистов при записи присутствовало только трое. Партии бас-гитары исполнял органист Kenny Aas. Штатный бас-гитарист появился в группе только в 1973-м, а на этом альбоме Аасу приходилось имитировать бас на своих клавишных, точно так же, как это делал и англичанин Винсент Крейн из Atomic Rooster.

Также пятый член группы Born Kjeel занимался только подпевками и стучал на бубне когда это было надо. Уже после записи следующего диска его отправили в отставку, так как с него было мало толку.

Состав группы на момент записи альбома (вырезка с задней части конверта):

Состав, с которым записывалась пластинка
Состав, с которым записывалась пластинка

Roy Robinson ~ vocals (постоянный участник группы до самого ее конца)

Janny Loseth ~ guitar (постоянный участник группы до самого ее конца)

Kenny Aas ~ organ

John Lorck ~ drums

Born Kjeel «Chappy» Asperud ~ percussion, vocals

Сторона 1:

1). Searchin' (7:00) «В поисках». Супер-хитовая вещь, я ее когда впервые услышал в 1978-м, то сразу же обалдел. Правда, несколько смазывает впечатление несколько «припосованный» припев (в стиле советских комсомольских ВИА 70-х), но в целом номер очень мощный даже по нынешним временам. Вокал очень суров.

2). Love Is Love (4:16) «Любовь есть любовь». А это чистый хард начала 70-х, правда, уже тогда он начинал выходить из моды, тем не менее, активный «кримовский» рифф и убойные «грэнд-фанковские» барабаны довольно хороши.

3). Mary Jane (4:30) «Мэри Джейн». Довольно красивая баллада, но в таком древнем камерном воплощении она не воспринималась уже тогда. Правда, Лозет постарался прилепить к ней вполне современное соло на своей гитаре.

4). Cry For A Beatle (2:50) «Плачь по Битлу». Это просто какой-то троллинг по поводу распада The Beatles как раз в год выхода этого диска. На любителя, короче.

Сторона 2:

5). Something On My Mind (5:46) «Что-то у меня на уме». А это какой-то хард на «зеппелиновских» риффах. Я прикинул эту песню под вокал Роберта Планта тех лет, и подумал, что в репертуаре Led Zeppelin этот номер был бы довольно неплох. Правда, соло на гитаре все же чем-то сильно напоминает Black Sabbath. И даже снова есть что-то от Grand Funk Railroad.

6). Firewater (2:38) «Огненная вода». А это что-то в стиле Артура Брауна – такое же оркестрованное, тяжелое, и одновременно эстрадное. Довольно зачетная вещица, и снова с соло на гитаре «от Тони Айомми».

7). Schizmatic Mind (2:50) «Раскольнический разум». Прекрасная развлекалка чисто в стиле голландцев «The Shocking Blue». Поет не Робинсон, а скорее, «пятое колесо» Бьорн «Чаппи», тем более что он написал для песни текст.

8). I See No Reason (8:15) «Не вижу причин». Самый главный изюм альбома музыканты приготовили под конец. Это и на самом деле шикарный хит. Правда, музыкальное исполнение древнее, но если песню перезаписать по современным стандартам и с другим вокалом, то наверняка она бы собрала все вершки со всех чартов, какие только существуют в природе.

В заключение следует сказать, что бонусов к альбому не было. В 1970 году музыканты записали несколько песен для синглов, но они вышли только в 1971-м – как на «сорокопятках», так и частично на следующем альбоме.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Настоящий заводной шооок-рок от Atomic Rooster в 1980-м году на грани хэви-металла

«Locomotiv GT», 1971 г. ~ дебютный альбом венгерской супер-группы, открывший ей путь в США, Европу и Японию

Альбом Jethro Tull «Aqualung», 1971 г. – это шедевр, оцененный в США целыми тремя «платинами»

«John Lennon/Plastic Ono Band», 1970 г. – дебютный альбом великого «битла», самый прочувствованный из всех его творений

В 1971 году Дэйвид Байрон стал вокалистом Джона Шредера и записал с ним альбом «Witchi-Tai-To». Этот диск тут