Найти тему
Арт КомодЪ

Хочешь ласки? Кармен-босоножка в Барселоне этим летом

Есть оперы легенды, есть оперы эпические, с вполне историческим контекстом. И есть оперы-иллюстрации национального паттерна (пусть и несколько стереотипного), где воплощены темперамент и ритм нации, характерные пляски - фольклор одним словом. Здесь (кроме собственно вокала) важны все детали на сцене: костюмы, колористика, головные уборы, аксессуары, жесты и движения вокалистов.

В такой условной классификации лучшая, на мой взгляд, русская национальная опера - «Евгений Онегин». Ее можно слушать, разумеется, в Мет, Ла Скала, Ковент Гарден, но лучше все же в Москве и Петербурге. Вы получите настоящий букет впечатлений, и хороводы будут водить аутентично и няня будет бледнолицей. Здесь будет эталонный музыкальный темп партитуры, сбалансированный тембр вокала, лучшие костюмы той исторической эпохи, что в либретто. Вы будете в России Пушкина, вы будете слушать музыку Чайковского такой, как ее задумал сам Чайковский. Ну, а потом уже можно в Мет, Ла Скала, Ковент Гарден и далее по списку. 

И вот еще  есть «Кармен». Это, конечно, испанская история, Испания с ее андалузскими страстями, неподражаемым фламенко, с гордой и дерзкой, прекрасной и вольной босоногой Кармен… 

Во Дворце Каталонской музыки (Palau) в Барселоне этим августом шла такая «Кармен» - национальная, с испанским характером. Поют вот оперу, правда, на французском: что поделать? Жорж Бизе - француз, либретто по мотивам новеллы другого француза Проспере Мериме. Но! Мериме был этнографом и историком - вот в чем фокус испанской «Кармен» на французском. Наука, однако.

Carmen. Афиша спектакля
Carmen. Афиша спектакля

Постановка эта в Palau классическая, без всяких современных ухищрений (хотела сказать «без извращений», но осеклась, уловив диссонанс: люблю все же, однако, эти современные оперные «ухищрения»). 

Постановка музыкального проекта Novaria. Фонд Novaria был создан относительно недавно в Барселоне для постановки лимитированных хитов оперного жанра на в общем-то крохотной сцене легендарного Дворца Музыки (Palau), а потому очень специфической сцене, тут нашему Дмитрию Чернякову не разгуляться! 

Зал дворца - драгоценная цветная шкатулка: небольшая (если по нашим имперским меркам), но с прекрасной акустикой и удобными местами для зрителей - продумано все до мелочей, эстетично предельно. Случай, когда поход в театр обязывает тебя, возвышает над обыденностью, дарит долгую радость сопричастности к большому искусству. 

Про фантастический плафон, витиеватые светильники и прочий замысловатый керамический и мозаичный декор зала - молчу-молчу. Это отдельная песня Барселоны. Must see. 

Дворец Музыки Palau, август 2024
Дворец Музыки Palau, август 2024

Дворец Музыки Palau, август 2024
Дворец Музыки Palau, август 2024

Дворец Музыки Palau, август 2024
Дворец Музыки Palau, август 2024

Дворец Музыки Palau, август 2024
Дворец Музыки Palau, август 2024

Оркестр на сцене (яма даже не предусмотрена) - Orquestra NovAria Filharmonia, дирижер Adolf Gassol. 

Всё действие двухчасовой оперы происходит на авансцене: эмоции, глаза солистов, танцы - как на ладошке у зрителя. Сценический рисунок постановки - это кружево изящных мизансцен и темп, темп. 

Сцена из оперы «Кармен», Palau, август 2024
Сцена из оперы «Кармен», Palau, август 2024

В этой «Кармен» сезона 2024  понимаешь, почему героиня вдруг охладела к Хосе: они одного социального корня, одного пульса: нервного, страстного, гибельного. Пульса эго. 

А вот Эскамильо (Alberto Cazes) тореадор-соперник - он тут другой: опытный, галантный кавалер, умеющий красиво говорить о нездешнем и высоком, очаровывать прекрасных дам. Он удивил Кармен, он будто заставил ее поверить в себя другую - женственную, прекрасную синьорину (не бунтарку с табачной фабрики), достойную большего, чем самый страстный поцелуй сильного молодого мужчины. Интерес Эскамильо льстит Кармен? Возвышает Кармен. 

А вот и ревность Хосе на подходе, испанская страсть. 

Житейская драма, ставшая трагедией.  «Любовь – не долг, а кровь – водица…» Финал известен.

***

Титульная партия у Кристен Адрианна Ларсен (Kristen Larsen), блестящее американское сопрано с международным опытом. Она училась вокалу в Университете Канзаса и в консерватории Лисеу Барселоны (вот откуда проникновение в тайны души испанки!). Хороша Ларсен неимоверно: статная, роскошные волосы, босонога и грациозна. Роза в декольте разумеется. Красная роза как чеховское ружье на сцене в первом акте… Последний цветок Кармен… Она и сама цветок, чей век недолог.

Кристен Адрианна Ларсен (Kristen Larsen). Сопрано
Кристен Адрианна Ларсен (Kristen Larsen). Сопрано

«Хочешь ласки, начинай атаку!

Ты не первый, знаешь это сам.

Никогда побитою собакой 

Я не приползу к твоим ногам.

Я – Кармен, а это значит много!

На цепи не удержать меня.

Мне по силам покорить любого,

Кто меня объездит, как коня?

Моим клятвам о любви не верьте,

Изменю шуту и королю,

Обнимая милых крепче смерти,

Ухожу, как только разлюблю»

(©️ Николай Самойлов) 

Да, она такая эта Кармен в Барселоне, самойловская…

А вот Хосе (Vicenç Esteve, рожденный в Барселоне, воспитанный Барселоной) понравился мне даже еще больше: уверенный сильный голос, прекрасная драматургия образа, точность во всем. И во внутренней борьбе молодого любовника тоже. Хосе сочувствуешь, его понимаешь… Хосе любит свой дом и мать все же больше, чем Кармен. Хосе тоже хочет прыгнуть выше своего рода. Кажется, он понимает сразу, что эта яркая дерзкая девушка - его погибель. Но, увы, не устоять. Тут врожденный темперамент, неподвластный когнитивной регуляторике. Страсть. Опять испанская? Неужели только испанская?..

Vicenç Esteve. Тенор
Vicenç Esteve. Тенор

***

И фламенко. Конечно, фламенко... Вот уж где почерк нации не подделаешь. Зал замирал во время танца андалузок, а потом взрывался овациями, овациями в такт фламенко! (по техническим причинам выложу видео отдельным постом)

В общем, не опера, а праздник-праздник. «Хочешь ласки, начинай атаку»?

©️Мила Тонбо 2024

N.B. Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная».