Есть оперы легенды, есть оперы эпические, с вполне историческим контекстом. И есть оперы-иллюстрации национального паттерна (пусть и несколько стереотипного), где воплощены темперамент и ритм нации, характерные пляски - фольклор одним словом. Здесь (кроме собственно вокала) важны все детали на сцене: костюмы, колористика, головные уборы, аксессуары, жесты и движения вокалистов.
В такой условной классификации лучшая, на мой взгляд, русская национальная опера - «Евгений Онегин». Ее можно слушать, разумеется, в Мет, Ла Скала, Ковент Гарден, но лучше все же в Москве и Петербурге. Вы получите настоящий букет впечатлений, и хороводы будут водить аутентично и няня будет бледнолицей. Здесь будет эталонный музыкальный темп партитуры, сбалансированный тембр вокала, лучшие костюмы той исторической эпохи, что в либретто. Вы будете в России Пушкина, вы будете слушать музыку Чайковского такой, как ее задумал сам Чайковский. Ну, а потом уже можно в Мет, Ла Скала, Ковент Гарден и далее по списку.
И вот еще есть «Кармен». Это, конечно, испанская история, Испания с ее андалузскими страстями, неподражаемым фламенко, с гордой и дерзкой, прекрасной и вольной босоногой Кармен…
Во Дворце Каталонской музыки (Palau) в Барселоне этим августом шла такая «Кармен» - национальная, с испанским характером. Поют вот оперу, правда, на французском: что поделать? Жорж Бизе - француз, либретто по мотивам новеллы другого француза Проспере Мериме. Но! Мериме был этнографом и историком - вот в чем фокус испанской «Кармен» на французском. Наука, однако.
Постановка эта в Palau классическая, без всяких современных ухищрений (хотела сказать «без извращений», но осеклась, уловив диссонанс: люблю все же, однако, эти современные оперные «ухищрения»).
Постановка музыкального проекта Novaria. Фонд Novaria был создан относительно недавно в Барселоне для постановки лимитированных хитов оперного жанра на в общем-то крохотной сцене легендарного Дворца Музыки (Palau), а потому очень специфической сцене, тут нашему Дмитрию Чернякову не разгуляться!
Зал дворца - драгоценная цветная шкатулка: небольшая (если по нашим имперским меркам), но с прекрасной акустикой и удобными местами для зрителей - продумано все до мелочей, эстетично предельно. Случай, когда поход в театр обязывает тебя, возвышает над обыденностью, дарит долгую радость сопричастности к большому искусству.
Про фантастический плафон, витиеватые светильники и прочий замысловатый керамический и мозаичный декор зала - молчу-молчу. Это отдельная песня Барселоны. Must see.
Оркестр на сцене (яма даже не предусмотрена) - Orquestra NovAria Filharmonia, дирижер Adolf Gassol.
Всё действие двухчасовой оперы происходит на авансцене: эмоции, глаза солистов, танцы - как на ладошке у зрителя. Сценический рисунок постановки - это кружево изящных мизансцен и темп, темп.
В этой «Кармен» сезона 2024 понимаешь, почему героиня вдруг охладела к Хосе: они одного социального корня, одного пульса: нервного, страстного, гибельного. Пульса эго.
А вот Эскамильо (Alberto Cazes) тореадор-соперник - он тут другой: опытный, галантный кавалер, умеющий красиво говорить о нездешнем и высоком, очаровывать прекрасных дам. Он удивил Кармен, он будто заставил ее поверить в себя другую - женственную, прекрасную синьорину (не бунтарку с табачной фабрики), достойную большего, чем самый страстный поцелуй сильного молодого мужчины. Интерес Эскамильо льстит Кармен? Возвышает Кармен.
А вот и ревность Хосе на подходе, испанская страсть.
Житейская драма, ставшая трагедией. «Любовь – не долг, а кровь – водица…» Финал известен.
***
Титульная партия у Кристен Адрианна Ларсен (Kristen Larsen), блестящее американское сопрано с международным опытом. Она училась вокалу в Университете Канзаса и в консерватории Лисеу Барселоны (вот откуда проникновение в тайны души испанки!). Хороша Ларсен неимоверно: статная, роскошные волосы, босонога и грациозна. Роза в декольте разумеется. Красная роза как чеховское ружье на сцене в первом акте… Последний цветок Кармен… Она и сама цветок, чей век недолог.
«Хочешь ласки, начинай атаку!
Ты не первый, знаешь это сам.
Никогда побитою собакой
Я не приползу к твоим ногам.
Я – Кармен, а это значит много!
На цепи не удержать меня.
Мне по силам покорить любого,
Кто меня объездит, как коня?
Моим клятвам о любви не верьте,
Изменю шуту и королю,
Обнимая милых крепче смерти,
Ухожу, как только разлюблю».
(©️ Николай Самойлов)
Да, она такая эта Кармен в Барселоне, самойловская…
А вот Хосе (Vicenç Esteve, рожденный в Барселоне, воспитанный Барселоной) понравился мне даже еще больше: уверенный сильный голос, прекрасная драматургия образа, точность во всем. И во внутренней борьбе молодого любовника тоже. Хосе сочувствуешь, его понимаешь… Хосе любит свой дом и мать все же больше, чем Кармен. Хосе тоже хочет прыгнуть выше своего рода. Кажется, он понимает сразу, что эта яркая дерзкая девушка - его погибель. Но, увы, не устоять. Тут врожденный темперамент, неподвластный когнитивной регуляторике. Страсть. Опять испанская? Неужели только испанская?..
***
И фламенко. Конечно, фламенко... Вот уж где почерк нации не подделаешь. Зал замирал во время танца андалузок, а потом взрывался овациями, овациями в такт фламенко! (по техническим причинам выложу видео отдельным постом)
В общем, не опера, а праздник-праздник. «Хочешь ласки, начинай атаку»?
©️Мила Тонбо 2024
N.B. Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная».