Найти тему
MUZA_CHESS

Формула, чтобы ребенок стал сильным шахматистом

Сегодня хочу рассказать историю моего ученика. Уже ранее писала о нем в блоге, ему сейчас 7 лет и он живет в Германии. Мы начали занятия в сентябре 2022 года - за это время удалось достичь отличных результатов. Хочу поделиться ими и проанализировать почему такие результаты стали возможны.

Ученика зовут Аарон, в шахматы его научил играть дедушка (показал ходы фигур) в года 3-4. С таким багажом знаний мы начали занятия. когда ему исполнилось 6. Сейчас он выигрывает почти все соревнования, в которых участвует (турниры соответствующие его возрасту) и довольно неплохо выступает в турнирах более старших возрастов.

Фото с одного из турниров по классике, с записью партий
Фото с одного из турниров по классике, с записью партий

Аарону сразу понравились и были интересны шахматы. Он не отвлекался на занятии, был внимателен. Мы довольно быстро нашли общий язык. Единственная сложность - Аарон любит настаивать на своем мнении (что в определенных ситуациях является замечательным качеством), но в рамках обучения иногда мешает. Так например долгое время было сложно его переубедить не считать самые простые ходы за соперника , а также не думать, что соперник допустит ошибку. Наоборот, нужно смотреть самые сложные и сильные ответы. Этот этап мы успешно прошли.

Мы двигались по стандартной программе, по которой идем со всеми учениками. Однако стоит отметить, что Аарон всегда:
1) выполнял все домашнее задание
2) очень много играл - онлайн и офлайн (с папой, со знакомыми) и
3) проявлял дополнительный интерес и задавал вопросы вне рамках занятия.

Спустя примерно 7-8 месяцев наших занятий, он стал участвовать в турнирах. В нескольких успешно победил и занял призовые места. В нескольких горько проиграл. Конечно был расстроен,и иногда терял мотивацию идти на следующий турнир. Тут большое спасибо родителям, что поддержали и направили его.

Изменение рейтинга ученика на Lichess
Изменение рейтинга ученика на Lichess


Видя, что у Аарона отлично получается и он полон мотивации, желания стать сильным шахматистом, к нашим индивидуальным тренировкам подключили еще групповые уроки в шахматной офлайн-школе в Берлине. Они начались в октябре 2023 года. И очень благотворно повлияли на развитие ученика. Во-первых добавилось больше практики офлайн-игры, во вторых тренер в Берлине также дал дополнительную поддержку и рассказал про турниры, которые будет полезно посетить. (Я к сожалению, не обладаю такой информацией хотя всегда помогаю ученикам найти клуб, школу где можно сыграть. Однако, в каждой стране свои особенности).

Начиная с мая 2024 года Аарон почти каждую неделю участвовал в разных соревнованиях: и рапид, и классика с записью партий. Вообщем активно получал опыт. Он большой молодец всегда старался и боролся до конца. Это принесло свои результаты. Он выиграл 5 турниров подряд. Каждую субботу я получала такое радостное сообщение от мамы ученика:

Дети, участвующие с Ааронам в турнирах, их тренера и родители были очень удивлены. Не понимали как такое возможно. Ведь Аарон стал стабильно побеждать ребят, которые считались лидерами долгое время.

Следует сказать, что проделана огромная работа. И конечно же это большой вклад всех:
-ученика, -родителей, -мой вклад как тренера - вклад и поддержка тренера из Германии.
В переди предстоит еще очень большой путь и на нем будет много сложностей, в том числе связанных с психологическим настроем и подготовкой. Поэтому будем работать и развиваться дальше.

Однако сейчас хочу выделить основные вещи, благодаря которым (по моему мнению) у Аарона такие результаты:

1. личная мотивация ученика и интерес к шахматам

2. большая работа, которую делает ученик - ответственно относится к занятиям (не пропускает их), выполняет домашние задания, много играет и прислушивается к рекомендациям тренера

3. поддерживающая обстановка дома (родители создают условия для комфортных занятий и сопровождают на турниры)

4. отсутствие страха неудачи (или точнее даже если он есть, ученик продолжает бороться и едет на следующий турнир после обидного поражения на предыдущем)

5. индивидуальных подход к занятиям
Мы очень много внимания уделяем сыгранным партиям Аарона, разбираем именно его ошибки. Также я стараюсь подобрать ему тот дебютные репертуар, который подходит под его стиль игры. Во время турниров по классике, я анализирую его записанные партии и тут же даю по ним обратную связь.


Понимаю, что такой график тренировок и мотивация есть не у всех детей. Со своей стороны, в первую очередь я стараюсь создать комфортные психологические условия для ребенка и заинтересовать его шахматами. Однако, чтобы сложился такой хороший результат нужны и другие факторы, на которые тренер не в силах повлиять.