Сегодня хочу познакомить вас с необычным мастером. Большая часть мастеров, о которых я рассказывала, имеют художественное образование. И это логично. А сегодняшний мастер посвятила большую часть своей жизни работе с изобретателями в атомной отрасли СССР.
В этом году Наталья Александровна отметила свой 85-й день рождения. А вот ни за что не дашь ей этих лет! Живая, с добрыми внимательными глазами и очень богатой речью! На проходившем в начале августа лоскутном фестивале в Киржаче проходила её персональная выставка. И пока я делала фотографии, Наталья Александровна проводила мастер-класс по авторским текстильным бусам. Да-да, она ещё и бусы делает!
А выставка называлась "Лоскутный лемех" по названию блока, который придумала сама Наталья Александровна. Но начну я издалека...
Мама моей сегодняшней героини родилась в Москве в 1907г и была старшим ребёнком в купеческой семье. 1917 год не мог не затронуть судьбы её членов: родители и многие близкие погибли в войнах и эпидемиях, а семья была выселена в полуподвал на Новинском бульваре. Нужно было как-то зарабатывать на жизнь... Вот как пишет об этом времени Наталья Александровна:
"Сколько я помню своё короткое детство, рядом с мамой всегда была швейная машинка «Zinger». Была мама известной швеёй и закройщицей, ещё и оттого, что знала «французский» крой – шитьё без выкройки. Я до сих пор помню платье из крепдешина (во время войны!), сшитое за бочонок квашеной капусты, с десятками пуговок и петелек из « рулика». Мне это казалось волшебством!"
Сама Наталья Александровна появилась на свет 14 мая 1939 года со странным диагнозом "не жилец". Но врачи, к счастью, ошиблись... Маленькой Наташе суждено было не только выжить, но и пережить тяжёлые годы войны и смерть горячо любимой мамы в 1947 году.
"Что было дальше – не помню. Спасибо школе – ведь я уже училась в первом классе, и библиотекам им. Покровского и Маяковского, где я делала уроки. Спасибо коммунальной квартире и моим соседям, ведь в то время топили печи, мылись в Трудовых банях, а педикулёз был вполне обычным явлением.
Однако почему-то я закончила свою 477-ю школу с золотой медалью и, отработав вожатой в пионерском лагере полтора месяца, купила себе первые туфли и прошла собеседование на химический факультет МГУ. Думаю, что мои школьные учителя превратно оценили мои природные склонности, я, конечно, гуманитарий. Но…
Была я весёлая, неглупая и красивая девочка, часто вызывающая симпатию. Меня не воспринимали как сироту и «несчастненькую». От мамы мне достался жизненный оптимизм и несгибаемость, но рана в душе жила и живёт до сих пор."
Несмотря на то, что мама обшивала всех знакомых, сама Наталья Александровна никогда не шила. И даже мамина швейная машинка после смерти хозяйки переехала к старшей сестре Натальи. Но от судьбы, наверное, трудно улизнуть. Посвятив свою жизнь науке, Наталья Александровна, тем не менее, всегда увлекалась краеведением, театром, КСП, музыкой, выставками живописи... И даже фамилия моей героини по мужу - Шиллер - переводится с немецкого как "перелив цветов, игра красок"...
Однажды в 90-е годы, во время командировки на Чернобыльскую АЭС, в одной из оставленных квартир, Наталье Александровне на глаза попался журнал "Америка" с портретом Иосифа Бродского на обложке. Именно из-за этого портрета Наталья Александровна и взяла журнал с собой. А внутри журнала оказалась статья о Мейбл Мерфи, квилтера из Фултона, и фотографии её лоскутных одеял. И статья эта запала в душу...
"Так и не поняв «секретов» лоскутного шитья, я надолго была отвлечена от заинтересовавшей меня темы семейными обстоятельствами. Но забыть о поразивших меня фотографиях я уже не могла, поэтому к 2003 году у меня появилась обожаемая «Pfaff”очка, кое-какие приспособления и жалкий набор тканей (вспомните эти годы!). О возрасте я умолчу.
Долгие годы работы в атомной промышленности не позволяли мне выезжать за рубеж. Но я уже шила, и все мои фантазии, включая даже философские, находили своё отражение в этом новом для меня увлечении. Смерть мужа (любителя джаза) и связанная с этим событием работа «Summer Times” неожиданно выдвинула меня – самоучку - в число «известных» лоскутниц того времени."
Но сегодня я хочу познакомить вас с тем самым блоком, который придумала Наталья Александровна. Точнее, он приснился ей в дороге в далёком 2003 году. А прототипом этого блока послужил элемент кровли, который часто использовался в русском деревянном зодчестве:
"Вернувшись домой, я всю ночь до утра шила образец. И, как выяснилось, правильно сделала, потому что "сшитое по наитию" позже воспроизвела с большим трудом",- вспоминает мастер.
Блок шьётся из полос по принципу блока "изба", но полосы не сплошные, а составные. Посмотрите на схему:
Этот вариант блока в изделии смотрится симметричным, хотя, как вы видите, сами полосы совсем не симметричные. И нужно очень тщательно следить не только за длиной кусочков, но и за цветом.
А следующий вариант блока шьётся уже по принципу блока "ступени зала суда", т.е. полосы, опять составные, нашиваются парами с противоположных сторон от середины:
И вот этот блок в изделии уже будет несимметричным, хотя шить его проще из-за более "правильных" размеров. Обратите внимание на стрелки на втором фото - я отметила несимметричные кусочки:
А вот изделия, сшитые Натальей Александровной Шиллер с использованием этого блока. Здесь уже и разделительные полосы добавлены, и раскрашены блоки по-разному. И в этих изделиях есть что-то тёплое, уютное, навевающее воспоминания о каникулах в деревне у бабушки. Настоящие русские лоскутные одеяла! Согласны? Или, может быть, только у меня такие ассоциации...
Много ещё можно рассказывать об этом самобытном мастере. Но в одну статью всё точно не уместить. Одни только текстильные бусы, технологию изготовления которых Наталья Александровна придумала сама и щедро делится ею со всеми желающими, достойны целой статьи. Может быть, и случится таковая... А если вас заинтересовал этот мастер, хочу пригласить вас на персональную выставку Натальи Шиллер, которая будет проходить в Москве в клубе Красный сарафан с 4 по 29 сентября (ул.Вересаева, 7мин.от м.Давыдково).
При подготовке статьи были использованы материалы с сайта фестиваля "Душа России" и со страничек Натальи Шиллер и Елены Алексеевой.