"... Ира ждала письмо. Каждый день заглядывала в почтовый ящик в надежде получить весточку от Вовы. Когда наконец-то обнаружила заветный конверт, прижала к груди с такой силой, как будто боялась, что его вот-вот у неё отнимут. Ей казалось, что нет человека более счастливого на всей планете ..."
Читайте: Брат и сестра.
Ира ждала лета, надеялась, что будет так, как сказала, Лена: Вова приедет в гости к Лёше. Для неё это стало бы ещё одним подарком судьбы. Первым было возвращение отца. Ира думала, что если удастся увидеться с Вовой, то она будет полностью счастлива. Не слишком весёлую новость сообщил Лёшка:
- Придётся Вовку ещё год ждать. Поступление у него в этом году. Решил он в техникум пойти, как и я. Подготовка, экзамены, поступление - в общем, не получится у них приехать. Ну, а если совсем честно, то мне почему-то кажется, что всё дело в его отчиме. Что-то неладно там, у них. Я слышал, как наши с ним мамки по телефону разговаривали. Тётя Надя вроде даже плакала. Снова жаловалась на дядю Толика. Наверное, он и не отпустил их, а Вова не решился один ехать, но это всего лишь только моё предположение.
- Как же жаль мне и тётю Надю, и Вову, и Веру, - сказала Лена.
- И мне, - согласилась Наташа. Ира промолчала. Она боялась хоть что-то говорить, стеснялась, что подружки догадаются, что ей нравится Вова. Лена расценила это как безразличие, потому что спросила:
- А ты что скажешь? Почему молчишь? Хотя тебе и сказать нечего. У тебя семья примерная, можно сказать, что идеальная. Так что таким, как ты, родившимся в рубашке, того, что происходит в семье Вовы, не понять.
Ира не рассказывала ни Наташе, ни Лене о поступке отца и сама об этом старалась не вспоминать.
- Мне жаль и его маму, и самого Вову, - ответила она спокойно, хотя в этот момент ей хотелось заплакать. Ира так надеялась, так ждала, а он не приехал. И тут же она подумала, что если бы он захотел, то, наверняка, узнал бы адрес через Лёшу и написал бы сам. Раз молчит, значит, не слишком она ему и нравится.
Этим летом Ира больше занималась и вечером не всегда приходила к ребятам на футбольное поле. Появился новый предмет - химия, а с ней Ира почему не слишком "дружила". Точнее, пятёрку свою получила благодаря старанию, но на "отлично" этот предмет не понимала.
Тогда из семьи ушёл отец. Ире было не до химии точно. Она и запустила этот предмет. Пожилая учительница Светлана Васильевна даже за одну четверть поставила ей четвёрку и не знала, что вывести за год. Подозвала как-то Иру к себе, посмотрела строго и спросила:
- Поставлю авансом пять, но с условием, что за лето ты мой предмет "подтянешь" и в следующем году у тебя будет крепкая пятёрка.
- Я обещаю, - ответила Ира и взяла с собой в деревню сразу два учебника - один за седьмой класс, а второй - за восьмой и усиленно их штудировала. Ей нравилось приходить на небольшой луг, что начинался сразу за домом бабушки Вали.
Девочка брала с собой покрывало, расстилала его под его под молодой белоствольной берёзкой и читала параграф за параграфом.
Ира думала, что её очередное лето так пройдёт за чтением учебников, но отец преподнёс ей и маме сюрприз. Приехал в деревню и сообщил:
- Девочки мои, мы едем в Сочи!
Елена Михайловна и Ира только переглянулись. Ехать они никуда не собирались, да и денег особо не было.
- Нам ремонт не мешало бы сделать, - не совсем уверенно сказала Елена Михайловна. Она не ожидала такой новости от мужа, который не так давно едва мог передвигаться и похудел так, что от его "животика" ничего не осталось. Брюки и пиджак на нём висели и, казалось, это не вещи мужа. Ему их просто кто-то дал поносить на время.
Михаил Андреевич настаивал:
- Деньги - дело наживное, а полученных впечатлений нам на год вперёд хватит. Кто его знает, как дальше жить будем. Если сейчас за колбасой в Москву ездим, то потом, может, ещё хуже станет. Так что надо жить здесь и сейчас. Будем потом зимой фотографии смотреть и вспоминать эту поездку.
Михаил Андреевич тогда говорил так, словно предвидел, что будет происходить в стране в недалёком будущем.
Наташа и Лена с нескрываемой завистью смотрели на подругу, провожая её на курорт.
- Привези мне с моря хотя бы один камешек, - попросила Лена. - Говорят, что они там гладкие - прегладкие.
- Конечно, я целый пакет насобираю, мне не жалко. А тебе, Наташа, что привезти?
Подруга пожала плечами. Ходила Наталья в последнее время сама не своя. Девчонки знали, что влюблена она в заводилу Лёшку. Только он на неё не обращал внимания. Воспринимал как друга, как сестрёнку, подружку, но не девушку. И ничего Наташе не было интересно: ни камни с моря, ни подарки.
- Привези хорошее настроение, - попросила она, - больше ничего не надо.
Эту поездку Ира запомнила на всю жизнь. Целую неделю они жили в небольшом посёлке, что недалеко от Сочи.
Ира впервые увидела море. Она читала о его красоте и у Пушкина, и у Лермонтова, но в реальности оно оказалось ещё красивее. Ира с замиранием сердца наблюдала за морской пучиной, словно погружалась в неё, каталась на бирюзовых волнах, нежилась под лучами тёплого южного солнышка. Она смотрела на родителей, видела, как отец бегает возле мамы, старается ей угодить и радовалась, что они снова все вместе. О Вове ей было некогда думать. Только однажды, когда она увидела возле воды парня, похожего на него, внутри всё сжалось, а к горлу подкатил ком. В голове промелькнула мысль, что это ОН! И тут же Ира сказала себе, что вряд ли мама и отчим смогут поехать на море. Парень подходил всё ближе. Ира рассмотрела его лицо. Это был совсем не Вова, а незнакомый ей молодой человек.
В тот вечер она снова вспомнила прошлое лето и подумала, что они когда-нибудь увидятся. Не может такого быть, чтобы их пути разошлись навсегда.
***
Судьба уготовила им встречу в родной белорусской деревеньке через год, когда Вова вместе с мамой и сестрёнкой Верой приехал на пару недель в гости к Лёше и его семье.
Ира увидела Вову в окно. За те два года, что они не виделись, он возмужал. Стал ещё выше, шире в плечах и смотрелся старше своих семнадцати лет. Ира заметила, как он идёт по улице и всё время поворачивает голову в сторону её дома. Потом он стал за липу и начал наблюдать. Ире показалось, что он ждёт, когда она выйдет.
- Внучка, что это ты долго на танцульки собираешься, - раздался голос бабушки, он и вернул Иру в реальность. - Девчата, небось, уже заждались.
- Я уже иду, - ответила Ира, потом посмотрела ещё раз на себя в зеркало и поправила волосы.
- Ох, хороша! - заметила бабушка Валя. - Смотри, веди себя достойно. С парнями из соседних деревень не задирайся. Если что и скажут они, то промолчи. Конечно, Лёшка и Димка в обиду не дадут, но не надо, чтобы до этого дошло.
- Не переживай, бабуля, - сказала Ира уже на ходу. Как только оказалась в коридоре, остановилась. Стоит ей выйти, как она окажется во дворе. Если Вова всё ещё стоит за деревом, он непременно её увидит. Ира ещё раз посмотрела на своё платье, немного поправила тоненький поясок, накинула летний пиджачок и вышла на крыльцо. Быстро спустилась и подошла к калитке. Всего несколько шагов разделяли её от Вовы. У Иры сердце стучало так же громко, как стучали бабушкины настенные часы, отсчитывающие каждый час.
Ира вышла на улицу и повернула не в ту сторону, где должен был стоять Вова (она не смотрела туда и не знала, стоит он там или уже ушёл), решила пойти другой дорогой к подружкам, обойдя вокруг деревни, как услышала позади шаги. Кто-то догонял её, и это явно были не подружки. Наконец-то она услышала знакомый голос:
- Привет, Ира! Я всё ждал, когда ты выйдешь, увидеть хотел.
- Здравствуй, Вова, - тихо ответила она.
- Ты очень изменилась.
- В какую сторону?
- В лучшую... - выпалил он, а потом начал оправдываться: - Я имел в виду, что взрослая совсем стала. Два года прошло с тех пор, как мы не виделись.
Он смотрел на неё, переводя взгляд с волос на платье, а она отводила глаза в сторону. Хорошо, что навстречу шли девчонки, да и Лёшка с Димкой их уже догоняли. В деревенский клуб, что находился в соседней деревне, они пошли все вместе. Конечно, все ребята наперебой расспрашивали Вову о его жизни.
- Как ты там? Как отчим? Где учишься? - вопрос за вопросом задавала Лена. Была она самой смелой в их компании.
- Нам всё интересно, -добавил Лёшка.
- Учусь в техникуме на автослесаря. Буду машины ремонтировать.
- В институт не захотел поступать? - поинтересовалась Ира. - Ты же хорошо учился.
- Ну, как сказать, собираюсь поступать, но не сейчас, а потом. Хочу пойти на свой хлеб пораньше. Нечего у родителей на шее сидеть.
- Это они тебе так сказали? - удивлённо спросила Ира. Такую фразу она уже слышала от своих одноклассников. И не представляла, чтобы её родители сказали бы ей что-то подобное.
- Нет, я сам решил. Хочу копейку зарабатывать, а потом видно будет. В армию схожу, вернусь, поступлю и буду учиться.
- И правильно. Я тоже в училище пошёл и ни капельки ине жалею. Живу в городе, а там мне воля вольная! В деревню только в выходные приезжаю. Красота!
Ира заметила, как опустила голову Наташа. Ей явно не понравилось, как высказался Лёша. Только на это внимания не обратил.
Раньше Ира танцевала с радостью, но в этот вечер ей было не до танцев. Так хотелось поговорить с Вовой наедине, узнать подробности из его жизни. Он тоже не особо хотел танцевать. Как только Ира вышла из клуба, он пошёл за ней.
- Ты знаешь, я твой песенник храню и часто перечитываю. Вспомню, как мы играли тогда, два года назад, подойду к полке, возьму тетрадь, посмотрю - и как будто с тобой поговорю. Ира, можно я тебе напишу, когда домой вернусь?
- Угу, - махнула головой Ира, хотя ей в этот момент хотелось закричать на весь белый свет: "Конечно, я сама мечтаю об этом!"
Всего две недели Вова, его мама и сестрёнка Верочка гостили в деревне у Лёши. Каждый вечер Ира спешила на футбольное поле, чтобы его увидеть и наблюдать, как он лихо гоняет мяч. И не было между ними ни разговор наедине, ни признаний. Только они друг друга понимали по взгляду.
Соседка Лизавета, знающая все новости в деревне, пришла к Валентине Матвеевне и рассказала:
- Вот повезёт женке Вовке этого. Вроде ещё и не мужик, а косой машет не хуже наших деревенских. Отаву вместе с Лёшкой скосили и сарай новый сколотили. Видела, как Вовка этот работал. В руках у него всё горит, скажу я тебе!
Ира всё слышала, хоть и находилась в этот момент в комнате. Была баба Лизавета немного глуховата, поэтому говорила громко. Ира улыбалась. Как же ей было приятно, что Вову хвалили!
***
Ира ждала письмо. Каждый день заглядывала в почтовый ящик в надежде получить весточку от Вовы. Когда наконец-то обнаружила заветный конверт, прижала к груди с такой силой, как будто боялась, что его вот-вот у неё отнимут. Ей казалось, что нет человека более счастливого на всей планете. Счастье омрачил вопрос мамы:
- С кем это ты переписываешься? Неужели с тем парнем, что жил в деревне некоторое время пару лет назад? Его отчим вроде ещё скандал устроил. С ним участковый разбирался, после чего они и уехали. Это он?
- Да, Вовой мне письмо прислал.
Елена Михайловна своим видом дала понять, что она не рада этой переписке.
- Не понять мне, что у тебя может быть общего с этим парнем. Вы с ним словно из разных миров.
Настроение у Иры сразу испортилось. Раз мама не одобрила её переписку с Вовой, то об отце и говорить нечего.