Найти тему
Ариософия сегодня

Три оттенка белого

Ke’u tshang Rinpoche («Великое сокровище Пещеры«), настоятель монастыря Сэра, возглавлял спасательную партию. Далай-лама XIII расстался со своей физической (точнее, химической) оболочкой, и это было не здорово, но это был Тибет. А на Тибете средства вкладываются не в химию, а в сознание. Химические процессы происходят перманентно, а вот сознание надо развивать. И если посмотреть просто на цифру «XIII», сопровождающую титул «далай-лама» и прикинуть, что до «тринадцатого» надо было еще дожить — не только и не столько лично далай-ламе, поскольку это должность, но и всему Тибету, который эту должность обеспечивал, то можно понять, что дежурными некрологами тут дело не обошлось бы. Должность — ничто, сознание — все. Эту тибетскую мудрость у нас пока не освоили, но, думаю, жизнь сурово подтолкнет в этом направлении.

То, что Ke'u tshang Rinpoche преуспел в своей спасательной операции, известно – Его Святейшество Далай-лама XIV ныне здравствует на благо всех живых существ (хотя не все живые существа этому рады). Не будем рекомендовать Его Святейшеству прослушать песню Шамана "Это мой бой", думаю он и сам понимает, что идет война. А на войне все не просто. Враг хитер и коварен. Меняет обличья. Долгие годы тибетцам казалось (справедливо), что враг – это маоистский Китай. А сейчас – смотрите-ка! Те же самые силы, что стояли за маоистским Китаем, теперь Китай атакуют! И атакуют по очень простой причине – потому, что Китай перестал быть маоистским. (Спойлер – а он и не мог долго быть маоистским; это Китай все-таки). Но есть инерция мышления, есть штампы – кое-кому и в среде тибетской эмиграции, и в самой Индии Китай по привычке может казаться противником или хотя бы главным противником. Сионисты этим могут воспользоваться... но, как говорится, не будем учить козу – сама стянет с возу. В смысле – без нас Его Святейшество разберется.

Мы же говорили про ту самую знаменитую операцию по отлову и водворению на место "потока ума, подобного жидкому алмазу" (rdo rje gsher ba'i sems rgyud; это безобразие я сам придумал, тибетцы тут ни при чем); думаете, «отлов» — неуместное слово? Но подозреваю, что далай-ламок

хотел баловаться, а сидеть с важным видом хотел не очень. Но язык твой — враг твой. Тем более, дети. Всегда, знаете ли, сболтнут что-нибудь лишнее. Вот так и далай-ламок... когда спасательная партия смогла локализовать подозрительный дом на севере Тибета и, скрыв свою идентичность, набиться в гости, хозяйский мальчонка, который и по-тибетски-то, собственно, не говорил, тем не менее обронил, обращаясь к достопочтенному Ke’u tshang’у: «А, это ты, Сэра». Именно так, как обращался к настоятелю монастыря Сэра Далай-лама Тринадцатый. Ke’u tshang, и глазом не моргнув, провел все полагающиеся процедуры «установления перевоплощения» (yang srid gtan ‘khel), однако Необычайная Ясность Ума уже себя разоблачила. Через предательское слово Se ra. «Там, где растет белый шиповник».

-2

Чистая ли ботаника продиктовала название монастыря, или сработала также древняя арийская традиция, восходящая еще ко временам Сафо (о ней поговорим отдельно) — не могу сказать. Да и так ли это важно? Главное ведь — результат. Ясность. Ее и наша экспедиция в монастыре Сэра словила (отчет см. здесь

и здесь

Но Сэра только один из трех главных монастырей Тибета. И чтобы не возникло у нас дисбаланса, давайте поговорим и про остальные два.

‘Bras spungs. «Куча риса».

-3

Почему так? Нам объясняют, — ну потому, что белый такой монастырь... а другие монастыри — не белые? Но может у ’Bras spungs какая-то особенная белизна? Согласно преданию, великий Tsong kha pa подарил основателю монастыря белую раковину — в такие трубили в Индии, возвещая начало боя, а в буддийском контексте гуд такой раковины призывает к восстанию против тупости, косности, идиотизма. Раковина и сегодня беззвучно, но внятно гудит на склоне горы рядом с монастырем

-4

а слышим ли мы ее гуд? Но только, пожалуйста, без «сынку» и без «батьку», потому, что такие вещи, на самом деле, слышать ничего не дают. А так — конечно, слышим. Есть места, где зов белой раковины просто застыл в воздухе

-5

а тем, кому дурные деяния (dushkarma) забили уши, монастырь ‘Bras spungs предлагает отличную услугу. Монах выбьет из вас палкой последствия дурных деяний! Причем, заметьте — dushkarma это вовсе не обязательно только дурные, это еще и глупые поступки. Один мой знакомый, очень пожалел, что, когда было ему двадцать лет, ничего он не знал о монастыре ‘Bras spungs... вразумляющее воздействие битья палкой известно, но тонизирующее и даже вдохновляющее — это уже магия Тибета.

Иными словами, с палкой — «кнутом» — все в порядке. А как насчет «пряника»?

Говорят, что основателю монастыря ‘Bras spungs приснился сон: если построить монастырь на вершине горы, он будет духовно продвинутым (а «духовность», собственно, к палке и сводится), но бедным, если у подножия — богатым (то есть, эпонимный рис точно будут давать), но слабо духовным, а вот на середине склона будет гармония обоих начал. Основатель, конечно же, выбрал гармонию, и мы, зайдя на сайт монастыря узнаем, что рис тут действительно иногда дают на обед и на ужин

Gomang Community Kitchen - Drepung Gomang Monastery

Информация сопровождается фотками вполне современной кухни. Но мы-то и вот такое видели

-6

Точнее, огонь, когда мы там ходили, не горел (эту фотку я взял из интернета). И скептики вполне могли бы сказать, что на момент нашего посещения знаменитая старая кухня монастыря ‘Bras spungs уже стала музейной реликвией. Но что скептики скажут вот на такое?

-7

Дрова! А дрова ведь не просто так. Что-то там в старой кухне собрались готовить. Какую-то вкуснятину. И я даже могу представить, как называется это вкуснейшее блюдо. «Середина склона»!

Теперь — внимание, конкурс. «Что бы это значило?» Вашему вниманию будет предложена главная загадка Тибета (по крайней мере, для нашей экспедиции).

-8

Храм монастыря «Куча риса». На белом полотне — традиционные буддийские символы. Колесо Учения, лань (о ланях ниже), бесконечный узел. И еще — два сильно стилизованных китайских иероглифа 壽 «долголетие» (крайний справа) и 祿 «благополучие» и в узком смысле «жалованье» (левее). Это как? Естественно, ни в каких открытых источниках информации на эту тему я не нашел. Ни в англосаксонских, ни в китайских. Тибетские источники проверять смысла нет, поскольку — как они отобразят китайские иероглифы? Все, что нам осталось — достаточно праздные гадания, которые свелись в конечном счете к цитате: «белая раковина (çankham) прославляется в индуистских писаниях как даятельница славы, долголетия и благополучия»

Shrouded in symbols

Китайскую иероглифику это никак не объясняет. Но, как сказала одна мудрейшая женщина — «что есть, то есть». А компенсирует недоумение нам вот такая яснейшая картиночка

-9

Бабуська присела отдохнуть. На пути к высотам духа. Вообще тибетские женщины очень подвижны — все время куда-то идут, чего-то крутят (об этом отдельно). И на 6000 футов выше человека и времени карабкаться им не лень, как видим. И не на уровне песочницы, как у Ницше, а по-взрослому — тем более, что 6000 футов — это 1800 метров, а Лхаса над уровнем моря — на 3600 метрах. Да еще 50 метров бабуськиного пути докинем. Бабуське ничего, а вот Ницше на этих 50 метрах сразу бы копыта откинул. Высокогорье — дело серьезное, трепачей на дух не переносит.

Ну а мы-то сами — на высотах духа побывали или нет? Нет, конечно. Зато инетом пользоваться умеем. Так, приближаем

-10

Учитель Tsongkhapa! Основатель направления «желтых шапок» (zhwa ser)! В чем сила этого направления, на мой погляд? В гармонии. Это в наскальной живописи прекрасно отражено. «Красные шапки» больше напирают на силу, и это тоже, мягко говоря, нужно. Но — в пределах возможностей нашей экспедиции был только контакт «с желтыми шапками». И это во-первых. Во-вторых — грядущее восстановление Монгольской империи, являющееся целью всего прогрессивного человечества, возможно будет только под «желтой шапкой», образно говоря. Такова ситуация на земле (вернее, на скалах). А в-третьих — если и были тончайшие различия в доктринах красных и желтых, далай-лама Шестой все это слил воедино — и так слил, что мало никому не показалось. И если свалится на кого-нибудь из космоса иудейское ханжество, и он завибрирует: «а при чем здесь Шестой?», посоветуем ему обратить внимание на фигуру справа. Mkhas grub rje — первый panchen blama, хотя список panchen blama не имеет начала. Почему же он первый? Сугубо контекстно, как и вообще буддийская «веселая наука» (вот привязался сегодня этот страстотерпец Ницше — пора бы уже Патриарху его канонизировать, что ли) много веселья черпает в контексте. Но для нас сейчас важно, что Mkhas grub rje был наставником Первого Далай-ламы. А тибетская математика особая — в отношении порядковых чисел. 1 ≠ 6. Здесь все как обычно. Но 1-й = 6-му. Как-то так.

Однако пора поговорить уже и о третьем монастыре. Dga’ ldan. Он уже фигурировал на нашем канале. Именно там мы увидели важное небесное знамение (см. выше по ссылке). Но это знамение было комментарием к фреске в монастыре Sera (так все переплетено на Тибете — бесконечный узел помните?), поэтому к рассказу о Sera мы его и отнесли. А сейчас поговорим и о самом монастыре предметно.

Начнем с названия. Dga’ ldan — перевод санскритского tushitâs, «довольные». Это особая категория небожителей, у которых мысль об удовольствии мгновенно превращается в удовольствие — не как у нас, земных, которым предварительно надо сгонять в «Перек». Именно из этого мира вербуются наставники, чтобы учить нас уму-разуму. Из него пришел Будда Çâkyamunis, из него придет и Будда Грядущего. Если у тебя все есть, что еще остается? Только коучингом заниматься. А монастырь Dga’ ldan, получается, земное отражение того небесного мира, откуда высококлассные коучи приходят? Престижно! Да и похоже, кстати. Вот фотка небесного мира «Довольных», снятая, похоже, каким-то допотопным поляроидом:

-11

А вот монастырь:

-12

Не уступает, как минимум. (Правда, у нас камеры были получше). А вот такой вид открывается на дорогу, ведущую к монастырю

-13

Наш проводник Шераб раскинул руки и сказал, что хотел бы полетать над всем этим. Мы встревоженно переглянулись: тибетцы умеют летать по крайней мере со времен Milaraspa, и если наш проводник решит полетать, то что мы будем делать? Но тибетцы — люди ответственные. Делу — время, потехе — час. Не сомневаюсь, что Шераб полетал, но — в свободное от работы время.

Кстати. Поскольку Dga’ ldan — отображение небесного мира, тибетцы поговаривают, что в его окрестностях нередко можно увидеть небесных нимф (apsarasas; тибетцы относят их к универсальной категории mkha’ ’gro). Мы отмахивались от таких рассказов — мол, суеверия, но факты — а особенно фотофакты — вещь упрямая. На дороге к монастырю, где за секунду до этого никого не было

-14

вдруг появилась девушка, с явной насмешкой глядящая на нас

-15

Скепсис по отношению к тибетским историям тут же улетучился.

Но пора подкрепиться, не так ли? Приглашаю вас в столовую монастыря Dga’ ldan, где вас ждут изысканнейшие яства

-16

Справа — rtsam pa, поджаренная ячменная мука. Слева — тибетский чай. Тибетцы пьют чай не с сахаром, а с солью и обильно сдабривают его ячьим маслом. Оценки бывают разные, но нас интересуют не мнения, а факты. А факт заключается в том, что все представленное на фотке ваш покорный слуга и съел, и выпил. С огромным удовольствием!

Подкрепились? Перейдем теперь к обещанной теме ланей. Позировать на камеру они не очень любят, но нам удалось подкрасться и поймать на пленку этих таинственных животных.

-17

А еще задуматься — где-то мы уже этих ланей видели... в монастыре ’Bras spungs — понятно, об этом уже сказано. Видели их и в Jo khang, главном храме Тибета

Да, если честно, не знаю, существует ли буддийский храм, который без них обходится. Важные лани! А что же о них известно? На первый взгляд, все просто — в сутре «Поворота Колеса Учения» (Dhammacakkappavattanasuttam) ясно написано, что Будда «повернул Колесо Учения» (произнес свою первую проповедь) в Оленьей Роще (Migadâyo). Соответственно, колесо и две лани по сторонам просто являются символом первой проповеди Будды. Отлично! Только вопрос — а при чем тут колесо? Что за странное сравнение проповеди с колесом? В арийских языках есть только один пример сближения колеса с вербальным актом — русское слово «околесица». Но, наверно, авторы сутры ничего такого в виду не имели? «Точно, не имели», объясняют нам ученые мужи. Идея Колеса Учения возникла как адаптация буддизмом концепции арийского монарха cakravartî, «вращающего колесо». Но зачем буддизму было адаптировать эту концепцию? Разве царский путь выбрал Будда? И когда вообще возникла идея «Колеса Учения»? Подумав, понимаем — точно не раньше времени Не Печалящего Государя (Açokas). Не Печалящий продвигал буддизм — это известно. Но точно так же он продвигал себя — таков удел государей. Контаминации в таких случаях легко возникают — и вот уже символ симпатизирующего монарха воспринимается как символ того, чему он симпатизирует. И на все это можно было бы посмотреть благостно как на детский визг на лужайке — если б не один немаловажный пунктик. Символические колеса Не Печалящего сохранились до наших дней — мы и на флаге, и на гербе Индии их наблюдаем. Все они вращаются по часовой — как и подобает символике арийского монарха. Буддизм (формально) —- не за монархию, буддизм (формально) — за угасание. Тогда и особое буддийское «Колесо Учения» должно вращаться против часовой? Как в иудаизме, в исламе — в традициях, где серьезно решили «грохнуть, так грохнуть»? Но нигде в буддизме вращения против часовой — нет. На Тибете за такое могут посмотреть косо — об этом будет отдельный материал; а в петербургском дацане вообще не стали рассусоливать и просто прогнали нас три раза по часовой вокруг дацана в приказном порядке

То же самое вы встретите и в любом другом буддийском храме. Буддийский символ Колеса Учения тождествен колесу Не Печалящего? Конечно. В любом случае, ранее периода НП мы никаких таких символов в буддизме не знаем. Но как же лани? «Оленья Роща»? Из всего вышесказанного, думаю, понятно, что сутра «Поворота Колеса Учения» никак не могла предшествовать правлению НП. В лучшем случае, была ему современна. А упоминание об Оленьей Роще находится именно в ней. Может, и была такая роща... а может быть и вот такое —

-18

Два козла у дерева жизни. Типичный сасанидский (= арийский) мотив. А вы не забыли про угаритскую богиню, кормящую козлов?

-19

Примеры можно множить и множить, но базовая концепция, думаю, ясна: в арийском и дружественном арийскому мире (таков был Угарит) бытовал устойчивый, узнаваемый образ — Богиня Жизни/Дерево Жизни и два козла/козы, получающих от этого дерева пропитание. (Можно еще наши исконные русские полотенца поизучать — тоже найдем интересное). Надеюсь не обижу ни коз, ни ланей, сказав правду — в традиционных символических системах они никак не различались. А Колесо Бытия (и, соответственно, колесо арийского монарха) есть просто динамический аспект Дерева Жизни. (Если не хотите, чтобы я усадил вас за 164-й гимн Ригведы, поверьте на слово). Две лани по сторонам колеса суть наш старый арийский и, как все у арьев, жизнеутверждающий символ, — тибетцы же, заимствуя буддизм, не больно интересовались «угасаниями» и прочими неполезными абстракциями, а брали от арийской традиции то, что способствует выживанию. И я очень надеюсь, что все будет в порядке с этим чудесным народом. А в завершение репортажа — нет, не котики (на Тибете не видели); не собачки (видели в огромных количествах — но это отдельная тема), а - осёльцы. Умнейшие товарищи в этом мире, которым только скромность мешает взять бразды правления в свои копыта. Мы, русские, по уму такие же, но по скромности, слава богу, на втором месте. Так что мир будет наш, не сомневайтесь. Осёльцы монастыря Dga’ ldan!

-20