Найти тему

Роль ансамбля виллис в разрешении конфликта балета «Жизель»

Балет «Жизель» (или «Вилисы») в двух актах на музыку Адольфа Адана и либретто Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа поставили балетмейстеры Ж. Коралли и Ж. Перро. Первая премьера этого балета состоялась 28 июня 1841 года в Академии музыки и танца в Париже. Акрам Хан в 2016 году поставил свою версию «Жизели», переиначив и сам сюжет, и даже «посягнув» на музыку Адана. Так что балет, поставленный на труппу Английского национального балета, создан по мотивам оригинального либретто, но не является копией классической постановки.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Рисунок танца, представленный во втором акте оригинальной версии, символичен: диагонали виллис — карающие, острые, будто повторяют динамику пронизывающей шпаги Альберта из первого акта, бег по кругу отсылает к вечности, а крест, в который выстраиваются танцовщицы, лишний раз намекает на невозможность вернуться из мира, в который ушли эти мистические духи в белых шопенках. Рисунок танца позволяет лучше прочувствовать, какую боль причинил Альберт Жизели. Рисунки – это раны на сердце у нее. Перемещаясь по сцене, виллисы хотят напомнить Жизели о том времени, когда ее предали, чтобы она «затанцевала» Альберта и убила его. Но такой хореографический ход наоборот помогает Жизели вспомнить, что она была человеком, живым существом. Как раз в этом и заключается сложность этой партии во втором акте: Жизель уже влекут ритмы и силы виллис, но она им сопротивляется. Поэтому ее движения замедляются и смотрятся более нежными и человеческими.

Такого же эффекта достиг в своей версии и Акрам Хан, только девушки-виллисы больше не носили воздушные шопенки. Они стали настоящими воительницами в оборванных снизу платьях. Их тела были почти прозрачны, а в руках виллисы держали длинные бамбуковые палочки. Если обратиться к мифологии, то можно узнать, что это знаки власти над судьбой. Таким режиссерским решением балетмейстер лишний раз подчеркнул, какое сильное влияние способны оказывать эти существа на людей.

-2

Огромную роль кордебалета раскрывают и жесты. Существует несколько трактовок, с которыми можно столкнуться. Основной является та, в которой говорится, что скрещенные на груди руки танцовщиц символизируют руки покойника. Так же не беспочвенна версия, в которой сообщается, что подобная форма рук на языке средних веков означает «верность». Жесты, которые используются в балете зачастую могут трактоваться по-разному, однако оба смысла имеют общее: когда человек умирает, те ценности, которые он разделял в течении жизни, умирают вместе с ним. Так и виллисы, уйдя в мир иной, остаются верны своей последней мысли — отомстить за свою непрожитую жизнь, ведь в реальной жизни они были невестами, так и не познавшими счастья замужества.

Кордебалет противопоставлен Жизели еще и потому, что таким способом любовь, которую героиня испытывает и после смерти к Альберту, показана с еще большим размахом. Виллисы не ведают этих чувств, они могут лишь повторять движения тела за Жизелью, но повторить движения ее души никогда не смогут. Такое чувство как любовь, потеряло смысл для этих мистических созданий, а для Жизели оно окрасилось новыми красками, когда она увидела, как виллисы поступают с незваными гостями. И не случайно в балете Акрам Хана виллисы названы «тенями». Они являются тенью Жизели. В оригинальной версии они скрываются за белыми шопенками, а в версии Хана их облик полностью совпадает с их внутренним состоянием, — жаждой мести.

-3
«Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…»
(Г. Гейне)

Эта цитата Гейне показывает, что потеряли виллисы, когда превратились в мистических созданий леса, и что скоро потеряет сама Жизель. Виллисы танцуют для того, чтобы хотя бы на грамм приблизиться к ощущению жизни, которую они заберут у другого человека, а Жизель в ночь встречи с Альбертом танцует, чтобы сохранить в нем этот кусочек жизни. В этом разница между виллисами и главной героиней. В версии Акрам Хана эта тема звучит ещё громче: Жизель не повинуется приказу Мирты, повелительницы виллис, и отпускает безутешного Альберта в мир живых прощенным. Она не просто отпускает его. В процессе их дуэта она избавляется от злости и обиды, от тех чувств, с которыми пришла в мир виллис.

-4

Со временем, от редакции к редакции, спустя почти два века, танец виллис стал позиционироваться нечто красивым, невесомым и бестелесным. Но редакция Акрам Хана вернула им самое главное — их энергетику. Музыка Адана почти вся построена на вальсе. От бытового в первом акте до настоящей вакханалии во втором, когда вальсовым вихрем виллисы закручивают свои круги. Акрам Хан даровал этим исполнительницам новую жизнь. В его версии виллисы — это в первую очередь демоны ночи, которые забирают жизни. И важно не забывать об этом, чтобы лучше понимать ту роль, которую они исполняют.

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊