Руина — это вынужденный свидетель истории, нечто разрушенное, обветшалое, фрагментированное, несвоевременное, нечто застывшее между жизнью и смертью.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Немецкий художник Ансельм Кифер на протяжении всего творчества много работал с мифологией нацистского прошлого. Подобно геологу, он соскребал слои истории, запятнанные фашистской идеологией, вступал в противоречивый диалог с националистической риторикой, пытаясь найти примеры героического прошлого и восстановить историческую правду о нем. В картине Varus (1976) он объединил историю и древние мифы германских племен, апеллируя к символам коллективной памяти.
В центре внимания художника — битва в Тевтобургском лесу, в которой три римских легиона вместе с войсками под командованием римского полководца Публия Квинтилия Вара были разбиты германскими племенами под предводительством вождя германского племени херусков Арминия. После этого события Германия получила свободу и независимость от Римской Империи и эта история стала символом единения немецкого народа, но при национал-социализме она использовалась в пропагандистских целях. Темный лес со следами крови, с прописанными поверх именами поэтов и философов Германии, чьи произведения были поставлены на службу нацизма, прочитывается как многослойный текст. Лес - это место встречи немцев со своим прошлым, историческим и мифологическим, являющимся символом как смерти, так и воскрешения.
В 2014 году в рамках европейской биеннале современного искусства Manifesta 10, проходившей в Петербурге в Эрмитаже, швейцарский художник Томас Хиршхорн представил инсталляцию «Срез», занявшую целиком внутренний двор Главного штаба. Инсталляция представляла собой гигантское обрушившееся здание, на верхних этажах которого висели картины-подлинники художников русского авангарда (Казимира Малевича, Павла Филонова, Ольги Розановой).
Работа Хиршхорна представляет собой срез пятиэтажного дома с обрушившимся фасадом. Он становится здесь метафорой среза истории, позволяющего забытому прошлому вырываться наружу, угрожающе давить своей монолитной мощью в прямом смысле: она словно падает на нас, а мы даже не успеваем подумать о том, насколько наши тела хрупкие и маленькие.
Глядя на «Срез», можно подумать о трудно объяснимой связи с местами, в которых люди жили и оставили что-то важное. И, при попытке снова туда попасть, замечающих: спилили вот это дерево, и от этого тяжело и неприятно внутри. Или огородили вот эту местность, обвесив здание на ее территории зелеными «лесами». Или вообще снесли это здание. И никто не спросил, насколько к этому дереву или зданию ты привязан душой.
Поэтому всегда остается актуальным вопрос, как быть с руинами: фиксировать, консервировать или восстанавливать? Наверное, для начала их требуется проанализировать и осмыслить, а не предать забвению, освобождая пространство для нового. Желание продолжать исследовать мотивы разрушения не утихает, что подтверждает сильный интерес современных художников к данной теме. Они анализируют реакции тела на руинированное пространство, подчеркивают мотивы исчезновения пространств и людей, их населявших, как из пространства города, так и из памяти людей, которые помнили о том, что они когда-то существовали.
Автор статьи: Влада Булыгина
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
________________________________________________________________________
Читайте также:
________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊