Найти в Дзене

Анализ сцены «Подводное царство» из балета «Конёк-Горбунок» в редакции Н. М. Цискаридзе

На сцене сказка Н. Ершова впервые появилась в 1864 году. Это был балет в 4-х актах «Конек-горбунок, или Царь-девица» Цезаря Пуни по либретто Артура Сен-Леона.

Премьера состоялась 3 декабря 1864 года в петербургском Большом Каменном театре. Сен-Леон подверг сюжет многочисленным переделкам, поскольку его в большей степени привлекал внешний сюжет и воспроизведение его в танце. В результате вместо главного героя Иванушки в балете появилась главная героиня Царь-девица, царя заменил хан, а Конек-горбунок предстал в виде человека с горбом и лошадиной головой.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

В 1958 году на смену «Царь-девице» пришел уже советский балет с исконным названием «Конек-горбунок» на музыку Родиона Константиновича Щедрина. Композитор использовал народную музыку и народные инструменты, что позволило ему достичь выразительности и оригинальности в характеристиках персонажей. В композициях слышался оптимизм, веселье, народный юмор, любовь к Иванушке и Коньку. В 1960 году балет Р. Щедрина был поставлен на сцене Большого театра.

Перед тем, как перейти к анализу сцены в редакции Николая Максимовича Цискаридзе, которая была представлена на сцене Мариинского театра в 2019 году в рамках выпускного спектакля Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, важно обратиться к сцене из оригинальной сказки П. Ершова. В сказке подводное царство является не только местом обитания медуз, кораллов, морских коньков, но и подземным миром. Если вспомнить, то в «Коньке-Горбунке» существуют три параллельных друг другу мира: небесный, земной и подводный. Подводный мир самый загадочный. Ершов отказывается от изображения инфернального мира под землей с очевидными отсылками к адским мотивам. Выбирая подводное царство для изображения третьего пространства, автор возвращает нас к космогоническим мифам, связанным с появлением всего из воды. Сначала был Мировой океан, в твердь появилась значительнее позднее: кусочек твердой субстанции либо был сброшен с небес, либо поднят со дна.

-2

Николай Цискаридзе хоть и опирался на наследие хореографических шедевров этого балета, но создал, по сути, новую версию. Партии медуз и водорослей были поставлены заново: у них появились диагонали, изменились положения рук и движения вариаций. Н. Цискаридзе сохранил главный шедевр из балета Сен-Леона — знаменитый Танец фресок, но превратил их в морских звезд и переместил в Подводное царство.

-3

Отдельное внимание стоит уделить костюмам. Они получились великолепными. Костюмы Медуз и Морских звезд будто продолжают каждое движение артисток и переливаются при каждом прыжке. Прозрачная голубая накидка на исполнителе партии Океана красиво развивается за его спиной. Но больше всего привлекают костюмы Водорослей, выполненные в благородном изумрудном цвете.

-4

Балет «Конек-Горбунок» немолод, но испытание временем он выдержал с честью. Музыка Щедрина всегда помогала ему соответствовать драматургии музыкальных образов. В ней ощущается горячая любовь композитора к героям народных сказок. А каждый новый хореограф, трактуя сюжет по-своему, добавляет новые краски старым персонажам, делая их современными и знакомыми зрителю.

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊