Найти тему
АиФ–Пермь

Заперты в Дикой Гари. Под Пермью жителей деревень оставили без автобусов

   Остановка в деревне Дикая Гарь есть, но автобусов там жители не видели уже давно
Остановка в деревне Дикая Гарь есть, но автобусов там жители не видели уже давно

Отрезанными от остального мира оказались жители нескольких деревень Пермского муниципального округа. Около двух лет назад к ним перестал ходить единственный автобус (да и тот ходил меньше года). При этом в некоторых населённых пунктах нет ни больниц, ни школ, ни работы. Суд обязал местные власти вернуть маршрут ещё в 2023 году, но этого не произошло. Подробности – в материале сайта perm.aif.ru.

Вынужденная изоляция

Если двигаться из Перми в сторону аэропорта по шоссе Космонавтов, а затем продолжить путь по Казанскому тракту и уйти налево в районе Кичаново, то попадёшь на дорогу, которая проходит через несколько деревень: Кеты, Болдино, Чуваки, Полюдово и Дикая Гарь. Каждый день местные жители ломают голову над тем, как им добраться до работы или больницы, а потом вернуться домой.

   Людям приходится ходить пешком и ловить попутки, чтобы добраться до пункта назначения. Андрей Мережко / Фото: Из личного архива
Людям приходится ходить пешком и ловить попутки, чтобы добраться до пункта назначения. Андрей Мережко / Фото: Из личного архива

«Я поселился в деревне Дикая Гарь в 1992 году. Живу с женой, дети уже выросли и уехали, как и вся молодёжь – работать здесь негде. Раньше у нас были крестьянское хозяйство, птичник, колбасный цех. А сейчас всё закрыто. Жители работают в Перми (29 километров от деревни), селе Култаево (в 14 километрах).

Ближайшее медучреждение – ФАП в Чуваках (в 4 километрах от нас). Но там работает только фельдшер. Если серьёзная болезнь, то надо ехать в больницу Култаево. Из транспорта ходит только школьный автобус. Он каждый день увозит детей в култаевскую школу. Взрослых пассажиров ему брать запрещено», – рассказал perm.aif.ru житель деревни Дикая Гарь Андрей Мережко.

Личный транспорт в деревнях есть далеко не у всех. Людям приходиться постоянно ловить попутки, договариваться со знакомыми или родственниками или ходить пешком до ближайшей действующей остановки по неосвещённой дороге. Из Перми домой можно вернуться на такси, но это дорого.

Автобус работал меньше года

Изначально автобусного сообщения в перечисленных деревнях не было, рассказывают местные жители. Из ситуации каждый выходил как мог.

«Вырастив детей, мы с женой залезли в долги и купили автомобиль, чтобы не мучаться. Но это решило проблему лишь отчасти. Я нередко уезжаю на машине в командировки, а моей супруге нужно как-то добираться до работы в Перми. Другая проблема – плохая чистка дорог от снега зимой. Иногда проехать невозможно! С марта 2022 года к нам запустили общественный транспорт – автобус № 110. Его обслуживали "Газели". Они делали несколько рейсов в день и ходили от Дикой Гари до Кондратово. Можно было добраться до Верхних Муллов (микрорайон Перми) и там пересесть на другой транспорт.

Всё стало просто замечательно. Мы так радовались! Пассажиров было много. Иногда в салоне не оставалось даже стоячих мест. Но в какой-то момент всё изменилось: автобусы то опаздывали на 20-30 минут, то вовсе не появлялись. Мы звонили перевозчику, но он не говорил, что происходит. От водителей автобусов мы узнали, что никто не хочет работать на маршруте, потому что пассажиров немного, доход небольшой, дотаций из бюджета не дают», – вспоминает Андрей Мережко.

Жители деревни вынуждены были искать другие способы передвижения, разочаровавшись в автобусах. Через какое-то время маршрут перестал ходить вовсе.

«Я долго переписывался с главой округа. Он сказал, что автобус не востребован и запускать его нерентабельно. Но по федеральному закону власти обязаны обеспечить нас общественным транспортом! Просто слов нет от возмущения! Через какое-то время глава перестал отвечать на мои письма. А проблема не решилась», – говорит Андрей Мережко.

Вмешалась прокуратура

Житель Дикой Гари обращался к представителям всех уровней власти, но безуспешно. Ему либо отвечали, что вопрос должна решать местная администрация, либо говорили о невозможности вернуть маршрут.

«Населённые пункты Кеты, Болдино, Чуваки, Дикая Гарь входят в состав Пермского муниципального округа. Обеспечение транспортной доступности жителей указанных населённых пунктов осуществляется администрацией округа в соответствии с федеральным законом. На сегодняшний день перевозка пассажиров на маршруте № 110 не осуществляется по причине низкого пассажиропотока, количество регулярно пользующихся данным автобусом недостаточно для обеспечения безубыточной работы перевозчика», – сообщается в письме, направленном краевым минтрансом депутату Заксобрания, к которому обратился за помощью Андрей Мережко (ему выслали копию).

Также в документе говорилось, что в бюджете Пермского муниципального округа на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы средства на возмещение убытков от перевозки пассажиров на муниципальных маршрутах округа не предусмотрены.

Измученные жители деревень обратились в прокуратуру. Надзорное ведомство подало иск, чтобы обязать окружные власти обеспечить транспортную доступность деревень. Суд удовлетворил его ещё в октябре 2023 года, встав на сторону жителей деревень. Но и это не помогло. Также люди обратились в Народный фронт.

   Когда автобус снова начнёт ходить через деревни – неизвестно. Фото: Из личного архива/ Андрей Мережко
Когда автобус снова начнёт ходить через деревни – неизвестно. Фото: Из личного архива/ Андрей Мережко

«Местная администрация подавала возражения на решение суда. Однако в январе апелляционная инстанция оставила его без изменений. После этого чиновники объявляли два конкурса на обслуживание муниципального автобусного маршрута № 110, но те не состоялись. То есть до настоящего времени ничего не изменилось. Прокуратура обратилась в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения суда», – рассказали в Народном фронте Пермского края.

Автобус вернут?

Ситуацию perm.aif.ru прокомментировали в администрации Пермского муниципального округа.

«При запуске маршрутов перевозчики надеются хотя бы на окупаемость работы. По факту предприятия несут убытки, которые исчисляются сотнями тысяч рублей. В 2022 году перевозчик маршрута № 110 "Дикая Гарь – Верхние Муллы” принял решение о прекращении работы из-за низкого пассажиропотока, – сообщили perm.aif.ru в пресс-службе администрации. – В этом году Управление благоустройства Пермского муниципального округа объявляло два конкурса на определение перевозчика для этого маршрута (в марте и июне).

К сожалению, они не состоялись – заявок от потенциальных перевозчиков не поступало. Прорабатываем варианты решения проблемы. Понимая, что без дотаций не обойтись, будем рассматривать этот вопрос при планировании бюджета на следующий год. Для покрытия убытков перевозчика предварительный расчёт потребности в дотации составляет более 10 миллионов рублей в год (в бюджете округа эти средства не предусмотрены)».

Когда жителям вернут мавтобусный маршрут, в администрации сказать не могут. Сайт perm.aif.ru будет следить за ситуацией.

Пермь
215 тыс интересуются