Найти в Дзене
Нижний 800

Кино в глаз попало. Как раскрывается кинематографичность Нижнего Новгорода

Нижний Новгород уже давно пользуется популярностью у российских кинорежиссёров. Злачные районы попали в кадр «Жмурок» и сериала «Метод», красивые виды с набережной Федоровского можно увидеть в «Я худею», драмтеатр имени Горького отмечен в «Паре из будущего», в лентах о событиях прошлого «Мать», «Екатерина Воронина» и сейчас угадываются знакомые локации. Именно в Нижнем Новгороде с 2017 года проводится фестиваль нового российского кино «Горький fest», когда на красную дорожку выходят звёзды отечественной киноиндустрии. Среди нижегородских киноимён — Евгений Евстигнеев, Артём Быстров, Екатерина Вилкова и другие. Из недавних открытий — Марк Эйдельштейн, фильм американского режиссёра Шона Бейкера «Анора», где нижегородец исполнил главную роль, в этом году получил Золотую пальмовую ветвь, главный приз Каннского кинофестиваля. В новом выпуске проекта «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» вместе с журналистом Андреем Вовком обсуждаем развитие регионального кино. Чем Нижний привлекает ст
Оглавление

Нижний Новгород уже давно пользуется популярностью у российских кинорежиссёров. Злачные районы попали в кадр «Жмурок» и сериала «Метод», красивые виды с набережной Федоровского можно увидеть в «Я худею», драмтеатр имени Горького отмечен в «Паре из будущего», в лентах о событиях прошлого «Мать», «Екатерина Воронина» и сейчас угадываются знакомые локации. Именно в Нижнем Новгороде с 2017 года проводится фестиваль нового российского кино «Горький fest», когда на красную дорожку выходят звёзды отечественной киноиндустрии. Среди нижегородских киноимён — Евгений Евстигнеев, Артём Быстров, Екатерина Вилкова и другие. Из недавних открытий — Марк Эйдельштейн, фильм американского режиссёра Шона Бейкера «Анора», где нижегородец исполнил главную роль, в этом году получил Золотую пальмовую ветвь, главный приз Каннского кинофестиваля.

В новом выпуске проекта «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» вместе с журналистом Андреем Вовком обсуждаем развитие регионального кино. Чем Нижний привлекает столичных режиссёров, насколько это хорошо и почему в фильмах одни города выдаются за другие места.

На эти и другие вопросы ответили наши герои:

  • Арсений Гончуков, режиссёр, сценарист авторского независимого кино, член Союза кинематографистов России. Родился и вырос в Нижнем Новгороде.
-2
  • Борис Казанцев, режиссёр, сценарист. Родился в Мордовии, живёт и работает в Нижнем Новгороде.
-3
  • Ксения Суркова, актриса театра и кино. Родилась в Москве, окончила актёрский факультет ВГИКа.

Киножизнь вне Москвы

— Криминально-комедийный боевик Алексея Балабанова «Жмурки», снятый в 2005 году в Нижнем Новгорода, стал, пожалуй, одной из визитных карточек киноНижнего. Что должно произойти, чтобы появилось что-то похожее новое?

Борис Казанцев: Наверное, чтобы появился какой-то талантливый автор, талантливый артист и большое желание это делать. В моём случае, видимо, пока не время, чтобы это произошло таким масштабным образом, как например, у ребят из Пензы (речь про сериал «Зёма») или из Перми (речь про сериал «Реальные пацаны»). Но всё впереди, возможно, посмотрим. Есть ощущение, что у нас какой-то яркой оригинальности незаметно. Мы по ощущению, по туристическом потоку, как будто район Москвы.

Кадр из фильма «Жмурки» (режиссёр А. Балабанов, 2005 г.). Сцена снята на стадионе «Водник» в Нижнем Новгороде
Кадр из фильма «Жмурки» (режиссёр А. Балабанов, 2005 г.). Сцена снята на стадионе «Водник» в Нижнем Новгороде

— Достаточно ли в регионах ресурсов, чтобы заниматься кино профессионально?

Арсений Гончуков: Кино — это такая элитарная сфера, очень узкая. В нашей стране киноиндустрия очень маленькая, замкнутая, существует сугубо в Москве. В Питере есть небольшой налёт киношников, но вообще, конечно, кино всё в Москве. В киносмысле у нас очень маленькая страна, небольшая тесная киноиндустрия. Если ты хочешь самореализовываться в кино или в околокиношных кругах, то, конечно, нужно быть в столице.

— Насколько такой фестиваль, как «Горький Fest», который традиционно проводится в Нижнем Новгороде, а не в столице, развивает киноиндустрию?

Ксения Суркова: Я считаю, что это лучшее, что может быть! Сейчас как раз идёт тенденция, чтобы не только в Москве, но и в других городах шли фестивали. Есть и очень маленькие городочки, в которых происходят кинофестивали. И я уже убедилась в том, что эти события даже порой лучше, чем в Москве. Всё-таки правительство сейчас стало вкладываться, видно, как развиваются города, что очень радостно. Это же здорово, потому что мы так погружаем людей в кино, мы снова возвращаем людей к этому ощущению и желанию пойти в кинотеатр. Я очень рада, что в Нижнем на «Горьком фесте» — полные залы. Мы как раз для того и делаем кино, чтобы люди приходили в зал и проживали историю, думали после этого. Кино — это как работа внутри себя. Есть и развлекательные фильмы. То есть, кино — многогранное, как и человек. Поэтому я очень рада, что сейчас везде идут фестивали, привлекают людей, и ещё рассказывают про то, как снимается кино, а это очень трудоёмкий процесс.

— Есть ли в киносфере кто-то из Нижнего, кто на слуху в Москве?

Арсений Гончуков: К сожалению, из нижегородских режиссёров я никого не знаю в Москве. Но у меня и нет задачи следить за нижегородскими талантами. Сокуров — Балабанов — Велединский — Гончуков. В принципе, это может так и остаться. Но очень забавный случай произошёл с Марком Эйдельштейном. Когда у меня сын был ещё маленьким, подростком, мы каждый месяц с ним гуляли по Нижнему и снимали на камеру какие-то фильмы, я учил его работать с камерой. И однажды он пришёл со своим другом, одноклассником. Я поснимал их, но они мне не понравились. Прошло много лет, оказалось, что лучший друг моего сына — это Марк Эйдельштейн. Я пришёл в кинотеатр «Октябрь» на Московский международный кинофестиваль, купил кофе и увидел на стаканчике с попкорном лицо Марка — как промоматериал к киноработе с его участием. Здорово, что он так выстрелил, стал звездой, и дай Бог ему дальше продолжать карьеру. Может быть, сниму как-нибудь его в своём кино.

В мае 2024 года на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма «Анора». В центре кадра — нижегородец Марк Эйдельштейн
В мае 2024 года на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма «Анора». В центре кадра — нижегородец Марк Эйдельштейн

Борис Казанцев: Увидел у знакомого режиссёра в Telegram-канале видео, как Марк аплодирует, и я поражён — вот это путь! Куда допрыгнул молодой талантливый парень. Я с ним лично не знаком, но он может быть эпатажным, думаю, очень чувствительный парень, отважный и смелый.

Ксения Суркова: Я считаю, что это совершенно прекрасная история. Мне кажется, можно только радоваться, что в такие неоднозначные времена отношений с Европой, победа российского актёра показывает, что кино может быть где-то между, и вообще не иметь никакого отношения к политике. Русский молодой актёр, прекрасный, завоёвывает признание кинематографического сообщества. Это круто! Только радость и гордость за то, что так происходит.

Город как кинодекорация

— В Нижнем Новгороде достаточно часто снимают фильмы и сериалы. Но сам город в них не упоминается. Как вы относитесь к подобной истории, когда город становится большой съёмочной площадкой для Москвы?

Борис Казанцев: Мне кажется, это здорово. Чем больше у нас снимается, пусть даже по чуть-чуть в каждом фильме, города всё равно становится больше в информационном поле. От этого только плюс. Если говорить о развитии нижегородской индустрии, то это как будто параллельные процессы, они не особо взаимосвязаны, потому что приезжие команды рискуют, нанимая нижегородского специалиста, которого они не знают. Они привлекут московского специалиста, с которым они уже работали. Нижегородское комьюнити от приезжих проектов не особо развивается. Но экономически это выгодно, потому что приезжают сюда с бюджетами, люди, которые здесь останавливаются, платят за проживание, питание, возможно, что-то арендуют у местных. Возможно, в Нижнем наличие такого потока, к которому мы несколько лет назад стремились, может создать почву для создания бизнес-моделей, условно, аренда стафа для всей съёмочной группы, стулья, палатки, обогреватели, столы и прочее. Если проект уже приезжают сюда, нужно чтобы кто-то просто это сделал.

Борис Казанцев на съёмках сериала «На дне» в Нижнем Новгороде
Борис Казанцев на съёмках сериала «На дне» в Нижнем Новгороде

Ксения Суркова: Это даёт развитие в регионе. Начнём с того, что это просто деньги. Где-то снимаем, значит, следовательно, это процесс, в который вкладываются деньги. С другой стороны, я считаю, что всё-таки у каждого города есть своя атмосфера. Предположим, режиссёру нужна какая-то атмосфера, он находит её в городе, но может немного обезличить, не уточнять, что это конкретно в Нижнем Новгороде. Но я думаю, что каждый нижегородец узнает свой город.

— В Нижнем снимают какие-то эпизоды фильмов, а потом смотришь работу и видишь, что это просто декорация, ты не узнаешь потом в этом сериале Нижний Новгород. Бывает немного обидно за то, что город становится просто такой безликой съёмочной площадкой…

Арсений Гончуков: Это полная шляпа! Когда пишутся сценарии, прописывают, что действие происходит в Хабаровске, в Китае, в Царской России, в Сибири, на Урале… А снимается всё в итоге в Ярославле, Туле, немножко в Калуге, и вот радиус доходит до Нижнего Новгорода. Кино — это деньги, чем дальше ты группу везёшь, тем больше платишь. Поэтому и Царскую Россию, и Урал, и Сибирь, и Чукотку снимают в Туле и в Ярославле. Понятно, что ни Тулы, ни Ярославля нет, это чистые декорации, павильон. И в Нижний Новгород едут, потому что здесь дёшево, потому что власти лояльные, здесь дёшево арендовать декорации, перегораживать дороги более реально — попробуй Садовое кольцо перегороди! Недорогие гостиницы, народ более лоялен к киношникам. Поэтому, конечно, сюда ездят, но это не Нижний, к сожалению.

— Нижний Новгород — это кинематографичный город?

Борис Казанцев: Он тотально кинематографичный. Мы в центре можем снимать в современном здании, полностью в стекле, но стоит отойти метров 10 — и уже сидеть на полуразрушенном стадионе. Таких контрастов огромное количество, и за счёт этого, мне кажется, в город и приезжают снимать. Плюс пейзажи Нижнего — столько раз говорили про реки, что это здорово. Реки на месте, Стрелка на месте, набережная Федоровского тоже. Приезжайте снимать в Нижний!

«Нижний становится всё краше»

— Нижний Новгород стал Культурной столицей 2024 года. Насколько город достоин этого звания?

Арсений Гончуков: То, что я слышу иногда в Москве про Нижний, даже во мне отзывается какой-то завистью! Потому что про Нижний говорят в Москве. Мне доводилось слышать, что очень крутой город стал, очень большие изменения. Какие-то сумасшедшие проходят мероприятия, фестивали, концерты. Это здорово, это отрадно, я безумно этому рад! Нижний доказывает, что в России «провинция», в кавычках «провинция», в хорошем смысле, может жить так же забористо, как Москва!

Борис Казанцев: Конечно же, достоин. Мне всегда приятно слышать, что город удостоен какого-то звания, потому что это всегда создаёт какое-то движение внутри города. Сейчас у нас движение в сторону культуры — класс! Насколько мне известно, запускают грантовые истории, что молодые кинематографисты и просто деятели культуры могут получить грант на развитие какого-то своего проекта. И вот я даже планировал подаваться на грант «Команды креативных практик» со своим проектом на то, чтобы снять пилотную серию. Есть пара продюсеров, которые заинтересованы в проекте и готовы в его реализации, но для этого нужен пилот и больше сценариев.

Ксения Суркова: Я 4-й год приезжаю в Нижний Новгород. Очень радуюсь, как город меняется, становится краше, интереснее. Когда было 800-летие, я видела лучший салют в своей жизни! Это было настолько невероятно, грандиозно и красиво! Вижу, как город меняется, приводится в порядок. Замечаю, что в Нижнем Новгороде проходят, например, концерты какого-нибудь известного композитора. И некоторые москвичи приезжают, потому что, к счастью, у вас в Нижнем билеты стоят немножко дешевле, чем Москве или Санкт-Петербурге, даже с учётом, что придётся потратиться на «Ласточку». Это очень важно, потому что искусство — это в первую очередь про духовную составляющую, обращение внутрь себя. И действительно Нижний Новгород стал соответствовать статусу Культурной столицы. Я вот думаю, скоро ли Санкт-Петербург начнёт нервно потрясывать по этому поводу?

👉🏻 Посмотреть полную видеоверсию интервью можно в группе «Нижний 800» в соцсети «ВКонтакте».

👉 В предыдущих выпусках рассказали, кто создаёт выставки в Нижнем Новгороде, приоткрыли закулисную жизнь театров, разбирались в современном искусстве, обсуждали, в чём особенность нижегородских модных брендов и общались с нижегородскими юмористами. Следите за каналом «Нижний 800». Впереди — интервью с другими известными представителями нижегородской культуры.

💬 Пишите в комментариях, какие фильмы, снятые в Нижнем Новгороде, смотрели?

Поддержите статью и не забудьте подписаться на Дзен-канал. Здесь — про культуру, историю и современную жизнь Нижнего Новгорода.

Вам будет интересно: