Нижний Новгород славится своими театральными традициями. Здесь, на главной пешеходной улице, работает драматический театр — один из старейших в России. Его история начинается с конца XVIII века, когда труппа крепостного театра князя Николая Шаховского показала первый публичный спектакль. Нижегородское театральное училище имени Евгения Евстигнеева дало путь в жизнь многим талантливым артистам. Драматический, театр оперы и балета, детский театр, кукольный, независимый… От Шекспира, Островского и Горького — до современных драматургов и экспериментальных постановок. Театральная жизнь Нижнего Новгорода разная и насыщенная.
В новом выпуске проекта «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» вместе с журналистом Андреем Вовком исследуем театральное пространство города.
Влияют ли здания театров на атмосферу? Есть ли у нижегородских театров зритель? И какое будущее ожидает театры?
Для обсуждения темы мы пригласили трёх героев:
- Алексея Трифонова, художественного руководителя Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина
- Яну Дьякову, солистку (меццо-сопрано) Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, лауреата Национальной оперной премии «Онегин» (2022 год)
- Евгения Пыхтина, директора и художественного руководителя Центра театрального мастерства, актёр театра «Комедiя»
Театр чувствует веяния времени
— Яна, Вы родились и выросли в Самаре, но переехали и сейчас работаете в Нижнем Новгороде. Почему выбор пал на наш город, а не Москву или Санкт-Петербург?
Яна Дьякова: Я приехала в Нижний в 2022 году. До этого я окончила Самарский государственный институт культуры, потом поехала в Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации в академии Елены Образцовой, где отучилась 2 года. В 2022 году я узнала о том, что в Нижний Новгород приехал Дмитрий Синьковский (Дмитрий Синьковский — главный дирижёр Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, скрипач, контратенор. — прим. ред.). Я сразу захотела работать с ним. А когда узнала, что новым художественным руководителем Нижегородской оперы станет Алексей Трифонов, понимала, что это будет очень качественно, театр будет развиваться. Я понимала, что смогу здесь петь свою любимую музыку барокко.
— Алесей, вспомните, когда Вам сделали предложение стать художественным руководителем Театра оперы и балета имени Пушкина, что Вы ощутили?
Алексей Трифонов: Я сказал, что это задача очень интересная, но при этом безумно сложная. Когда мы разговаривали с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным и его заместителем Олегом Берковичем про будущее театра, обсудили, что его реформой есть смысл заниматься только в том случае, если мы хотим вывести его на лидирующие позиции не только в России, но и в Европе. Для этого, безусловно, потребовалось провести очень большие структурные изменения, дополнительное финансирование. Удалось привлечь уникальную команду в театр отовсюду — из Москвы, из Петербурга, из Перми, из Новосибирска, из Красноярска, из Цюриха, из Бостона, из Австралии. Удалось собрать большую команду людей, которые горят театром и музыкой.
— Есть ли в других театрах Нижнего такое же серьёзное обновление трупп, как в Оперном театре?
Евгений Пыхтин: Есть текущие наборы: кто-то уходит, кто-то приходит. Появляются ставки — берут актёров. Но для того, чтобы происходили изменения, нужна идея. А идею должен генерировать художественный руководитель. У художественных театров есть своя концепция, миссия, выстраивается репертуарная политика. Если мы понимаем, что на сцене должен быть, условно, Шекспир «Ромео и Джульетта», то нам нужны Ромео и Джульетта. И уже идёт подбор артистов под определённые спектакли, под определенные цели. Без художественного руководителя — это случайность. Если и появляются какие-то обновления, то это опять же — кто-то ушёл, кто-то пришёл. Но в этом нет стратегии.
— Как в целом можно оценить театральное пространство Нижнего Новгорода?
Алексей Трифонов: Театральное пространство Нижнего разное. Здесь есть коллективы, которые максимально стремятся развиваться и чуять последние веяния времени. Есть коллективы достаточно консервативные, в хорошем смысле этого слова, — они дают проверенную временем классику. Мы прекрасно понимаем, что разная публика приходит в театр за разным. Скажу, что в целом театральная жизнь в Нижнем Новгороде активная, интересная, насыщенная, очень разнообразная, что важно. Для разной публики есть совершенно разные театры.
Евгений Пыхтин: Люди ходят в театр, театр развивается. Если посмотреть на программу «Культурной столицы 2024 года», то мы увидим там очень много театральных фестивалей и премьер. Театр занимает солидную нишу. И фестивалей всё больше и больше с каждым годом. Независимые коллективы появлялись когда не было развития активного, актёрам ничего не оставалось делать, кроме как создавать своё. Сейчас большая загрузка в Театре драмы, в ТЮЗе, в театре «Комедiя»… Поэтому чуть-чуть просели независимые коллективы, потому что инициативы как будто некогда проявлять.
Театр начинается… со здания
— Яна, сейчас у Оперного театра две площадки — главное историческое здание и концертный Пакгауз. Где больше нравится выступать?
Яна Дьякова: Мне нравятся обе сцены, потому что они дают абсолютно разные ощущения. Когда выходишь на большую сцену театра, ощущаешь простор, голос летит далеко-далеко. В Оперном идут достаточно серьёзные, масштабные постановки, например, «Пиковая дама» или «Кармен». В Пакгаузах проходят более камерные постановки. Зритель находится на достаточно близком расстоянии, он видит мимику исполнителя. Происходит больший контакт со зрителем. Плюс на сцене — прозрачная стена, видно город. Очень красивый, необычный зал. И когда вечером идёт концерт с видом на Стрелку, на слияние Оки и Волги, это конечно фантастическое зрелище!
— Насколько труппе и городу необходимо новое здание для театра оперы и балета?
Алексей Трифонов: Оно жизненно необходимо! К сожалению, существующее здание не строилось как театр оперы. В 1903 году два друга — Фёдор Шаляпин и Максим Горький, скинулись и построили Народный дом, говоря современным языком, — это дом культуры. Поэтому в зале плоский партер, плоский балкон, плохая видимость. Довольно приличная акустика, если правильно выстроить солистов на сцене. Не очень хорошая ситуация с техническим состоянием театра, гримёрок не хватает… Для жизни и развития театра новое здание абсолютно необходимо. И ещё новое здание Оперного театра в Нижнем должно быть архитектурным шедевром, чтобы даже те люди, которые не очень интересуются оперным и балетным искусством, просто приезжали посмотреть на это здание, как едут, например, посмотреть на Сиднейскую оперу, или на музей Гуггенхайма в Бильбао. А дальше уже заинтересованные заходят внутрь.
— ЦТМ находится в здании Нижполиграфа, который сейчас переформатируется под Парк мастеров. Ждёт ли ваш театр смена локации?
Евгений Пыхтин: Изначально мы испугались, потому что всё-таки 7 лет на этом месте, сами очищали каждый кирпичик. Но нам сообщили, что ЦТМ как знаковая часть этого креативного кластера останется на месте. Впервые приоткрою тайну: мы остаёмся и будем расширяться.
Нижний Новгород — в лидерах культуры
— Нижний Новгород стал Культурной столицей 2024 года. Могли бы вы об этом подумать?
Яна Дьякова: Я надеялась. Не только Оперный театр, а много разных институций действительно очень много работали над этим. Испытываю гордость. Приятно, что я получила первую премию для Нижнего Новгорода, для нижегородского театра — оперную премию «Онегин».
В 2022 году солистка Нижегородского оперного театра Яна Дьякова получила национальную премию «Онегин» за исполнение партии Орфея в постановке «Орфей и Эвридика».
Алексей Трифонов: В нынешнем своём состоянии Нижний Новгород абсолютно достоин этого звания. Трансформации, которые с городом происходят последние 5-6 лет, вывели Нижний в лидеры среди других российских регионов и по качеству жизни, и по тому, как люди начали воспринимать свой город. Люди наконец-то начали по-настоящему любить Нижний и гордиться им. Премьеры, фестивали, крупномасштабные выставочные проекты, инфраструктурные перемены, которые в Нижнем в последние годы происходят, вывели его в безусловные лидеры среди российских регионов в сфере культуры.
Проект «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» приурочен к статусу города «Культурная столица 2024 года». Посмотреть полную видеоверсию интервью можно в группе «Нижний 800» в соцсети «ВКонтакте».
В первом выпуске рассказали, кто создаёт выставки в Нижнем Новгороде. Впереди — интересные беседы с другими известными представители нижегородской культуры.
💬 Пишите в комментариях, в каких театрах Нижнего любите бывать?
✅ Поддержите статью и не забудьте подписаться на Дзен-канал. Здесь — про культуру, историю и современную жизнь Нижнего Новгорода.
ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО: