Нижний Новгород стал одним из первых российских городов (после Санкт-Петербурга и Москвы), где показали кино. Киносеансы прошли на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года. Тогда только слышали о парижских чудесах синематографа братьев Люмьер, поэтому новинка сильно удивила горожан.
Накануне всероссийского кинофестиваля в Нижнем вспоминаем первые кинопоказы.
Синематограф братьев Люмьер
Сегодня в любой момент можно посмотреть видео: включить телевизор, открыть короткие ролики в социальных сетях или пойти в кино на просмотр художественной работы на большом экране. А что бы вы испытали, если бы впервые увидели, как в тёмной комнате на вас движется поезд?
Больше 120 лет назад «движущиеся картинки» были то ли ужасом, то ли чудом!
Изобретателем синематографа был Луи Люмьер, а проект по созданию съёмочного аппарата финансировал его брат Огюст. Они были не только изобретателями кинематографа, но и выдающимися режиссёрами.
Первый публичный киносеанс состоялся в Париже 22 марта 1895 года, однако днём рождения кино считается 28 декабря того же года, когда братья Люмьер устроили первый в истории публичный коммерческий просмотр короткометражных фильмов в Grand Café. Это были пятидесятисекундные образцы кинохроники, игрового и документального кино.
В Российской империи кино появилось спустя 4 месяца после этого события.
В апреле 1896 года в Петербург завезли первые кинематографические аппараты, а уже 4 мая в театре сада «Аквариум» состоялась первая демонстрация синематографа. Чуть позже организовали показы в Москве, а следом был Нижний Новгород.
«Вчера я был в царстве теней…»
Новый вид искусства на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде демонстрировали в кафе-паризьен Шарля Омона. На следующий день после премьеры в газете «Нижегородский листок» появляется первый отзыв.
«Вчера я был в царстве теней.
Как страшно там быть, если бы вы знали! Там звуков нет и нет цветов. Там всё — земля, деревья, люди, вода и воздух — окрашено в серый, однотонный цвет, на сером небе — серые лучи солнца; на серых лицах — серые глаза; и листья деревьев и то серы, как пепел. Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения.
Объясняюсь, дабы меня не заподозрили в символизме или в безумии. Я был у Омона и видел синематограф Люмьера — движущиеся фотографии. Впечатление, производимое ими, настолько необычайно, так оригинально и сложно, что едва ли мне удастся передать его со всеми нюансами, но суть его я попытаюсь передать».
Статью, опубликованную под псевдонимом «M. Pacatus», написал не кто иной, как Максим Горький. Во время Выставки 1896 года он освещал все знаковые события — за четыре месяца подготовил 107 статей и 18 рассказов. Литературоведы отмечают, что его описания Всероссийской промышленно-художественной выставки можно считать образцом художественного репортажа — красочного и изящного.
Текст Горького о синематографе тоже получился переполненным разными ассоциациями.
Вот ещё одна цитата:
«На вас идёт издали курьерский поезд — берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями — эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит… Но, появившись из серой стены, локомотив исчезает за рампой экрана, и цепь вагонов останавливается. Обычная картина сутолоки при прибытии поезда на станцию».
Фильмы, а они тогда были немые, зрителям полюбились.
Синематограф стал новым развлечением
В 1897 году Нижний Новгород впервые попал в объектив кинокамеры. Физик-оптик Карл-Оскар Краузе заснял на плёнку посетителей Нижегородской ярмарки. Кадры показали в кинематографе Месстера, который располагался в помещении цирка Никитиных на Ярмарке.
Популярность набирал «бродячий кинематограф». Под проведение сеансов арендовали театральные залы, учебные аудитории, торговые помещения. На одном из снимков Максима Дмитриева запечатлён павильон «Прожекторъ» на Нижегородской ярмарке: на афишах — «Война и мир», «Тайны доктора Фауста», фильм «Нана».
Позже в Нижнем Новгороде появились и первые стационарные «электротеатры», среди которых был кинотеатр «Бразильский» купца Сметанкина на улице Осыпной (ныне — улица Пискунова). До 1930-х годов он занимал деревянное здание, а в 1938 году на этом же месте был открыт кинотеатр «Рекорд» (существует до сих пор) в доме, построенном по проекту архитектора Александра Яковлева вместе с общежитием института инженеров водного транспорта.
В 1912 году в доме Фролова на Большой Покровской открылся ещё один «электротеатр» — «Палас» с залом на 700 зрителей. 1980 году, после масштабного ремонта, электротеатр переименовали в кинотеатр «Орлёнок» (он существует до сих пор).
Нижний Новгород не только подарил киноиндустрии прекрасных режиссёров и актёров, но и сам не раз становился декорацией для съёмок. В отдельной статье мы уже вспоминали 5 знаковых фильмов, снятых в Нижнем. А уже в эту пятницу стартует VI фестиваль российского кино «Горький fest». Он пройдёт с 8 по 14 июля. Уже открыта регистрация на посещение показов.
💬 Пишите в комментариях, какой фильм, снятый в Нижнем Новгороде, запомнился вам больше всего?
👍🏻 Поддержите статью, если было интересно, и не забудьте подписаться на наш Дзен-канал «Нижний 800».