Свои последние четыре самурайских фильма японский режиссер Акира Куросава снял за 20 лет. Два из них являются дилогией, связанной одним культовым персонажем. Другие два сняты в цвете и ознаменованы невероятным эпическим размахом.
Телохранитель (1961)
Знаменитый «Йодзимбо» отошел от классической литературы (в сторону детективной) и самурайских распрей. Теперь это история одинокого ронина, который забредает в небольшой городок, где правят балом две семьи... Что-то это напоминает. Ах, да, фильм Серджо Леоне «За пригоршню долларов». Спагетти-вестерн является скандальным ремейком «Телохранителя».
Многие сцены и диалоги полностью перенеслись в итальянский Дикий Запад. Это не умаляет заслуг Куросавы, только подчеркивает его величие.
Клинт Иствуд в своем образе шикарен, но Тосиро Мифуне просто божественен. Циничный мастер меча, которому нет равных в поединках. Кроме того, он не прочь поесть риса и выпить немного саке.
В ленте появляется антагонист главного героя в лице актера Тацуя Накадаи. Интересно, что он уже появлялся у Куросавы в его «Семи самураях». Правда, там у него была совсем эпизодическая роль. Накадаи сыграл немало в лентах жанра «дзидайгэки». Но самым главным было то, что режиссер в дальнейшем снимал этого актера в своих оставшихся самурайских лентах.
Происходила поэтапная смена поколений. Среди режиссеров и актеров такое часто происходит.
Отважный самурай (1962)
Но рано списывать со счетов Мифуне-сана! Самый известный киносамурай не собирался сдаваться просто так. Так что после успешного «Телохранителя» тут же выходит сиквел.
Если в основе «Йодзимбо» были заложены произведения американского мастера детективов Дэшила Хэммета, то в этот раз было решено ограничиться романом японского писателя Сюгоро Ямамото.
Фильм получился более юморным и воспитательным. Персонаж Мифуне выступает в роли наставника юных самураев, которые борются за сохранение своего клана. В качестве платы ронин берет чашку риса (ладно, много чашек риса) и бутылочку саке (ну вы поняли, да?).
Лента, несмотря на серьезность сюжета, отличается легкостью. Видно, что все создатели просто наслаждались работой, которая приносит им удовольствие.
На месте и Тацуя Накадаи, как обычно, в роли главного злодея. Его персонаж приходится родственной душой герою Мифуне. Они проносят симпатию и уважение друг к другу на протяжении всего фильма. Ну а в конце происходит поединок, ведь «остаться должен только один».
Больше Тосиро Мифуне в самурайских фильмах Акиры Куросавы не снимался. Тем не менее, он снова примерил на себя образ бродячего ронина в картине-кроссовере «Дзатоити и Йодзимбо» (1970). Там мастер меча встречает легендарного слепого массажиста.
Кагемуся: Тень воина (1980)
В карьере и жизни Акиры Куросавы произошли некоторые изменения, так что он стал снимать фильмы реже. Более того, его новый замысел студия «Тохо» не могла реализовать финансово.
Режиссера поддержали американские постановщики и продюсеры Джордж Лукас (который черпал вдохновение для своих «Звездных войн» в самурайских лентах японца) и Фрэнсис Форд Коппола (создатель «Крестного отца» и «Апокалипсис сегодня»).
В результате лента «Кагемуся: Тень воина» смогла забрать главный приз Каннского кинофестиваля, а Куросава посмотрел, как в цвете выглядят самурайские баталии. Полученный опыт он использовал в своем последнем фильме в жанре «дзидайгэки».
Действительно, непривычно смотреть цветной самурайский фильм. Тем более, если режиссером является Акира Куросава. Современные компьютерные игры, наоборот, копируют этот черно-белый стиль, делая отсылку к японскому гению.
Теперь главным героем является Тацуя Накадаи. И он играет изумительно, несмотря на весь грим, который на него нанесли. Разборки между кланами смотрятся вторично, если знать историю персонажа.
Ран (1985)
Фильм, название которого имеет перевод «хаос» или «смута», почему-то известен у нас фонетическим произношением японского слова.
Несомненно, данной картиной Куросава завершил свое высказывание в самурайском жанре. Невероятное эпическое полотно, наполненное яркими красками и сражениями. И, кстати, это японская версия произведения Уильяма Шекспира «Король Лир». Разумеется, сюжет переплетен с реальными историческими событиями Страны восходящего солнца.
Тацуя Накадаи на месте. Он выглядит еще более старым и зловещем, нежели в предыдущем фильме. Тем не менее, его персонаж имеет порох в пороховницах, показывая свою силу духа. И безумие.
Интересно, что «Оскара» картина получила за лучшие костюмы.
Акира Куросава снял за свою карьеру много фильмов. Он посвящал себя разным жанрам. Тем не менее, в каждой картине постановщик старался изучить человеческую природу и понять, что ей движет.
Помимо этого, мы сегодня имеем лучшие самурайские фильмы в истории, непревзойденную актерскую игру и бесконечные отсылки в книгах, кино и видеоиграх.