Найти в Дзене
КиноRоман

Самурайские фильмы Акиры Куросавы. Часть 1

Оглавление

Акира Куросава является признанным мастером мирового кинематографа. Японский постановщик сумел добиться успеха, снимая кино в своем стиле, не отступая от собственных принципов.

Не всегда у него случался успех, но он был неизменно методичен. Режиссер работал во множестве жанров, начиная от социальной драмы и заканчивая экранизацией русской классической литературы.

Но особое место в его творчестве занимали самурайские ленты. Точнее, картины, снятые в жанре «дзидайгэки» – японские исторические фильмы.

Идущие за хвостом тигра (1945)

-2

Одна из первых лент Куросавы. Учитывая, что в картине был представлен исторический сюжет, американский оккупационный режим своей цензурой не пропустил работу в прокат. Фильм был показан только в 1952 году.

Хорошо, что это было своеобразной пробой пера. Лента идет меньше часа. Сюжет строится на известной истории японского фольклора, когда лидер повстанческой армии вынужден скрываться, чтобы достичь родных безопасных земель.

Впоследствии Куросава полноценно продемонстрирует данную версию событий в своем шедевре «Трое негодяев в скрытой крепости».

«Идущие за хвостом тигра» (Tora no o wo fumu otokotachi, 1945)

Расемон (1950)

-3

За прошедшие годы Куросава снял уже достаточное количество картин. Тем не менее, именно «Расемон» стал определяющим для оценки его вклада в мировой кинематограф, выступив в качестве образца самурайского фильма.

Здесь есть самураи, правда, активный представитель этого класса стал жертвой жуткого преступления. Основными персонажами являются дровосек, монах и супруга рыцаря восходящего солнца. Ну и, разумеется, Тосиро Мифуне в роли лесного разбойника.

Мифуне, постоянный актер Куросавы на протяжении долгих лет, изумительно отыгрывает местного Робина Гуда, правда, его бешеную версию. Этим Тосиро славился в своих первых самурайских ролях у мастера.

«Расемон» завоевал приз Венецианского кинофестиваля.

«Расёмон» (Rashomon, 1950)

Семь самураев (1954)

-4

Фильм, ставший классикой еще при жизни его создателя. Уже в 1960 году Голливуд сделал (официально вроде) свой ремейк «Великолепная семерка» с Юлом Бриннером, Стивом Маккуином и Чарльзом Бронсоном в главных ролях (а также Джеймсом Коберном и Илаем Уоллаком). А потом последовали многочисленные сиквелы и ремейки.

Но оригинал останется непревзойденным. Куросава сделал бессмертное кино о группе героев, которые противостоят символическому злу. Еще один постоянный актер режиссера, Такаси Симура, выступил в ведущей роли великого ронина, который не перестал быть самураем.

Ну а Тосиро Мифуне продолжает дурачиться, и это получается у него лучше всего. Крестьянин по рождению, он, со своим большим мечом, стоит целой армии сегуна.

Продолжительность ленты в три с половиной часа подчеркивает эпичность этого кинематографического полотна. И не забывайте про «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.

«Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954)

Трон в крови (1957)

-5

Здесь исторический японский жанр «дзидайгэки» (название которого, кстати, американский режиссер и сценарист Джордж Лукас заимствовал для обозначения джедаев в своей вселенной «Звездные войны») наложился на экранизацию классики за авторством Уильяма Шекспира «Макбет».

Из Шотландии тут остались только сюжет и беспросветные туманы. В остальном, везде видится Япония и ее средневековые феодальные распри.

Тосиро Мифуне представлен в неожиданном образе военачальника-дайме, который не знает поражений. Он, в полном доспехе, с копьем и с прицепленной катаной, хмурится и не верит ведьмам-предсказательницам.

Больше нет того юнца и повесы, который мог дурачиться от души. Персонажу актера приходится быть серьезным, пока он окончательно не сходит с ума. И тут Мифуне сумел немного отвести душу!

«Трон в крови» (Kumonosu-jo, 1957)

Трое негодяев в скрытой крепости (1958)

-6

Картина представляет собой своеобразный ремейк «Идущих за хвостом тигра». Теперь это полнометражная версия с Тосиро Мифуне, которая смогла завоевать два приза Берлинского кинофестиваля.

Более того, Джордж Лукас вдохновлялся именно этим фильмом, делая первый фильм про «Звездные войны».

Куросава отлично показывает судьбы обычных крестьян, которые вынуждены пойти на войну. На фоне их жизней решается судьба всего государства, но работяг волнует лишь личная выгода.

«Трое негодяев в скрытой крепости» (Kakushi-toride no san-akunin, 1958)

Акира Куросава не бросил самурайский жанр. Впереди зрителей ожидали самые знаковые ленты постановщика, которые навсегда остались в хрониках кинематографа. Их отголоски мы слышим и сегодня.

Вторая часть: