В 1976-м году ранее вообще никому не известная рок-группа Boston записала свой дебютный альбом, и буквально через несколько месяцев стала собирать свои многочисленные «платины». И при этом никто так и не заметил, что вся музыка «Бостонов» полностью состоит из просто наворованных у других групп музыкальных идей, ходов, саундов и многих других полностью заимствованных решений. Ну ладно, если бы это пошло творческому имиджу американцев на пользу, но музыка на созданном ими альбоме такая безликая, что просто непонятно, чем же эта группа оказалась лучше, чем те же попсовые «Смоки», у которых было хотя бы свое собственное лицо? А уж как сравнивать этих ширпотребщиков с настоящей классикой рока, у которых они наворовали всю свою музыку – с «Хипами», «Скорпами», «Стиксами», «Люциферами», и – что самое поразительное – с самими «Гранд Фанками»?
Американская рок-группа Boston в 70-е как-то прошла мимо внимания советских меломанов, я это прекрасно знаю, потому что в те времена активно посещал воскресные «тучи», и никакого «Бостона» там не видел. По крайней мере, о них никто не говорил и их никто не рекламировал, хотя наверняка, кто-то эти диски в СССР и ввозил. Ну, ввозил – так ввозил, но как-то тайно и совершенно незаметно.
Вот, например, каждый новый диск Uriah Heep, Nazareth, ELO, Manfred Mann’s Earth Band, Kiss, Элиса Купера или Пола Маккартни становился у нас чуть ли не сенсацией, и о них очень много говорили даже в трамваях и троллейбусах, а вот группа Boston была совсем неизвестной. Мало того, когда я в 1980 году побывал в Индии и Бирме, и прошерстил все музыкальные магазины и лавки Калькутты и Рангуна, никого «Бостона» мне там тоже на глаза не попадалось.
И это очень странно, потому что как минимум в США группа была такой популярной, что ее диски быстро становились «мультиплатиновыми», и все перечисленные выше гуру рок-музыки тихо плакали в сторонке от зависти. Подумать только – первый альбом Boston 1976 года продался в большем количестве, чем все пластинки группы Маккартни Wings за все время ее существования.
Наверное, Пол Маккартни сочинял в 70-х совсем уж негодную музыку, раз не смог перещеголять каких-то американских выскочек, покусившихся на его коммерческую славу в США и в остальном мире.
Однако в начале 80-х Boston наряду с другими звездами, ранее в СССР практически неизвестными, стали выползать и на советских меломанских просторах. Правда, в отличие от тех же Scorpions или Styx, хэдлайнерами они не стали. Я помню, как в 1984-м прикупил на «туче» Styx «The Grand Illusion» 1977 года за 60 полновесных советских рубликов, а Scorpions «In Trance» 1975 года обошелся мне в 70 рэ. Там же крутились и два первых «Бостона», и хотя за них и просили по 50 рублей, но никому и в голову покупать их не приходило, а шли они в основном на добивку к крупным сделкам, и то в крайнем случае.
На аудио: альбом Lucifer's Friend "I'm Just a Rock 'n' Roll Singer", 1973 г.
В общем, несмотря на свою американскую популярность, «Бостоны» у нас ценились на уровне «Смоков» и «Аббы», и это был совсем не удивительно. Несмотря на весь свой лоск, музыка группы была полностью заимствованной, причем даже в мелочах. Я когда услышал впервые дебютник «Boston», то удивился – как это так смело можно наворовать музыкальные идеи сразу у нескольких тогдашних гигантов рока, и не подвергнуться за это остракизму?
Начнем с того, что вокалист «Боcтона» старательно копирует стиль пения Джона Лаутона в бытность того фронтменом Lucifer’s Friend. Ну, просто один в один, причем прекрасно видно, что вокалы не просто совпадают – копировался каждый ход и каждая нота. Правда, часто вокалист переходил на манеру пения Марка Фарнера из ранних альбомов Grand Funk Railroad, и тогда «Бостоны» из «Люциферов» самым чудесным образом превращались в «Гранд Фанков», но с саундом «Смоков».
Во-вторых, все гитарные партии были полностью слизаны у кого угодно, но не представляли собой чего-то уникального. Когда слушаешь дебютный альбом «Бостонов», то создается впечатление, что это играет немецкая группа Scorpions середины 70-х, в ней запевает Джон Лаутон с Марком Фарнером на пару, а композиторами и аранжировщиками в этой группе состоят Кен Хенсли из Uriah Heep и Деннис де Янг из Styx.
Да и инструментальные вставки прогрессивного толка у «Бостонов» – это тоже убойная смесь творчества Uriah Heep и Styx с примесью Deep Purple, Kansas и прог-роковых пассажей Манфреда Мэнна и Рика Уэйкмана - тут и к гадалке ходить не надо, чтобы слух вам проверила для подтверждения этого факта.
Вот такую вот музыку представили бравые «бостонцы» на своем дебютнике, кстати, и его последыш – альбом «Don't Look Back» 1978 года – представил еще более крутой салат, видимо, кончилось вдохновение у музыкантов, и пошли напропалую копировать всё подряд, что под руку попалось. Тут тебе уже не только «Стиксы», «Скорпы», «Хипы» и «Люциферы» под землечерпалку попали, но и множество других групп, например, Eloy, Kinks и даже Queen.
На аудио: альбом Styx "Equinox", 1975 г.
Казалось бы – группа, которая совершила такой революционный рывок в области заимствований, должна была бы как минимум получить общественное порицание от огромной массы хорошо плавающих в теме критиков, но этого не произошло. Наоборот, все критики как один стали так сильно нахваливать пластинку, что продажи стали нарастать в геометрической прогрессии.
Выйдя в августе 1976-го, альбом уже в ноябре в США стал «платиновым», а в январе 1977-го – дважды «платиновым». Мало того – за следующие 10 месяцев было продано еще более 4 миллионов копий. В итоге к 2003 году пластинка стала 17 раз «платиновой» в США и была продана в мире тиражом более 25 миллионов экземпляров.
На аудио: альбом Grand Funk Railroad "Survival", 1971 г.
В принципе, ничего странного тут нет, если принять во внимание, что популярность любого музыкального исполнителя в Америке определяется степенью его раскрутки. Да, «Скорпы» и «Люциферы» в Америке в 1976 году были совершенно неизвестны, но Boston там была еще менее известными, потому что диски «Скорпов» и «Люциферов» в США до 1976 года издавались, а диски «Бостона» - нет, потому что издавать было нечего. То есть, немцев американская публика знала, а «Бостонов» - не знала. Тем не менее, именно «Бостоны» получили все свои гешефты, а европейские группы пролетели мимо.
Мало того – пролетели даже американские группы, которых «Бостоны» определили в качестве доноров для своих музыкальных произведений. Например, провалились «Гранд Фанки» со своим альбомом 1976 года «Good Singin', Good Playin'», хотя он представлял собой совершенно уникальный шедевр, несравнимый с бездарной писаниной «Бостонов». Также не получили свою законную «платину» и «Стиксы», со своим альбомом того же года «Crystal Ball», с огромным трудом дочапавшим до «золота».
На аудио: альбом Uriah Heep "High and Mighty", 1976 г.
И вот мне интересно – а насколько менее шикарна музыка тех же «Хипов», альбомы которых даже в родной Англии еле-еле дотягивали до «золота»? Думается мне, что группа Boston создавала гениальную музыку, а вот Uriah Heep – сущие бездари, раз не могли организовать хотя бы самую завалящую «платину». Не стоит музыка Uriah Heep даже «золота», это совершенно пропащая группа, если сравнивать ее с «Бостонами», которые оказались красавчиками, слямзившими с последних альбомов «Хипов» не только мелодии, но даже фирменные звучания разных инструментов.
А о «Скорпах» и «Люциферах» и упоминать не стоит – те в 1976 году даже деревянного «серебра» не смогли заработать, причем не только в Америке, но и в своей дрянной Германии. Музыканты Boston прекрасно знали, у кого что можно надрать без опасения, что их пригвоздят к позорному столбу за плагиат с чужих произведений. И, что самое удивительное, никто их к этому столбу не стал гвоздить даже тогда, когда годы спустя все эти группы стали классикой рока, а «Бостоны» так и остались дорогостоящим ширпотребом, от которых истинные рокеры нос воротят, как от вонючего камамбера.
На аудио: альбом Scorpions "In Trance", 1975 г.
Даже сугубо попсовые «Смоки» - и те свое собственное лицо имели и ни с кого ничего не драли. Но, как мы видим, в 70-х за собственное лицо «платин» в Америке было не заработать. Вот, например, «Эмерсоны», у которых собственное лицо било через край гигантскими фонтанами, больше «золота» никогда не зарабатывали даже в лучшие свои годы, а ширпотребные и совершенно вторичные, или даже третичные «Бэд Компани», которые беспардонно надрали музыкального материала с ранних Grand Funk Raildoad, сразу же стали в США «платиновыми» призерами.
Какая-то фегенистика получается.
Короче, давайте теперь прикинем – во сколько раз американская группа Boston была лучше британской группы Uriah Heep. Наверное, раз в 100, учитывая продажи альбомов. И как вообще может быть такое, чтобы совершенно бездарные плагиатчики стали популярней самой настоящей мировой классики, с которой они наворовали столько, что просто медный тазик на голову не налезет, и при этом никто этого так и не заметил до сих пор?
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Три альбома Scorpions 1975-77 гг., которые, по сути, и вывели эту немецкую рок-группу на звездную орбиту
Uriah Heep «Demons and Wizards», 1972 г. Альбом, принесший группе первую всемирную славу