Американская рок-группа Grand Funk Railroad всего за год с небольшим взяла за свои три альбома целых пять «платин», и ее музыканты в рекордный срок превратились из нищих патлатых люмпенов во всеми уважаемых мультимиллионеров. На этой волне они расслабились и записали в начале 1971 года всего за три дня очень спокойный, не похожий на их прежнюю музыку блюзово-балладный альбом с элементами госпела – «Survival». Но никто не удивился, когда этот странный для группы альбом тоже стал «платиновым»!
Grand Funk Railroad – это классическая ударная группа, в том смысле, что она может нанести сильный удар один раз, но повторить его уже не в силах. Именно поэтому судьба отпустила им всего 4 «платиновых» года, а потом, невзирая на титанические усилия, группа потеряла всю свою популярность, и сейчас напоминает о себе только старыми хитами.
На видео: вот так выглядели "Гранд Фанки" в 1970-м, перед записью альбома "Survival"
Но не будем о плохом, а будем о хорошем. Все альбомы, которые группа выпустила даже в самые свои несчастливые годы – очень хороши, и все они ударные, по крайней мере, лично для меня. Даже два последних, записанных в 1981 и 1983 годах – и те мне нравятся более-менее, я их тоже слушаю с удовольствием.
Но речь идет про 1971-й год, когда «Гранд Фанки» выпустили свой очередной суперпопулярный альбом «Survival», который хоть и не достиг двух «платин» в США, как его оба предшественника (включая концертник), зато по миру он разошелся тиражом более 10 миллионов экземпляров. Что тоже, в принципе, неплохо, невзирая на то, что все эти 10 миллионов проданных копий растянулись почти на полвека.
Впервые я услышал «Survival» в 1979 году, когда уже был знаком с лучшими образцами граммофонного творчества этой группы, включая оба концертных альбома. И он мне не понравился. Он показался мне каким-то скучным, но меня можно было тогдашнего понять - мне в «Grand Funk Railroad» нравилась прежде всего мощь, такая, какая была на убойном «Красном Альбоме» 1969 года, или на «Эплюрибусе» 1971-го или на «Шаниноне» 1974-го.
Но «Survival» был совсем не такой, это был конкретно интеллектуальный альбом, а потому для меня и скучный. Единственная песня, которая мне понравилась безоговорочно – это кавер на роллинговскую «Gimme Shelter», правда, и она мне нравилась больше в концертном исполнении на альбоме «Caught in the Act» 1975 года, чем на студийнике.
Но с годами, естественно, я нашел в этом альбоме свои прелести. Например, я часто его ставлю, когда мне надо поработать над какой-то серьезной проблемой. Эта музыка создает прекрасный успокаивающий фон, несмотря на часто очень громкие вопли Фарнера. Но вопли Фарнера – это вопли Фарнера, и даже вопли у Фарнера настолько в тему, что нисколько не раздражают, в отличие от воплей других музыкантов из других рок-групп.
Я думаю, что «Гранд Фанки» просто решили отдохнуть от очень бурной музыкальной деятельности даже в студии, потому и не сильно напрягались. Правда, уже во время записи они поняли, что фанаты могут их не понять, и забацали вполне убойную песню «Footstompin' Music Jam», которую намеревались втиснуть на альбом в качестве «открывашки».
Но продюсер Терри Найт сообразил, что не стоит так кардинально нарушать стройную концепцию альбома, и изъял композицию из трек-листа. Впоследствии ее перезаписали и под названием «Footstompin' Music» втиснули на следующую пластинку – «E Pluribus Funk», которая вышла в самом конце того же, 1971 года, но представляла собой уже совсем другую музыку.
Итак, для пластинки было записано 9 песен, но вошло на нее только 7. Одна, как писалось выше, вошла на следующий альбом, а одна вообще никуда не вошла, и появилась только на переиздании «Survival» в 2002 году.
Диск, записанный за три полных дня в самом начале марта 1971 года, поступил в продажу 15 апреля того же года. Первоначально выпуск осуществлялся тремя фабриками – в Лос-Анджелесе, Джексонвилле и Винчестере, причем первые две выпускали пластинки с зелеными лейблами, а последняя - с красным (см. фото выше).
Альбом достиг своей «платины» уже к концу 1971 года, и добрался до 6-й позиции в американских чартах (Billboard 200). В Великобритании он вообще не сертифицировался, хотя был выпущен на английской пластмассе и продавался тоже довольно неплохо. Возможно, этому поспособствовал январский концерт группы в лондонском Альберт-холле, где обычно собирались все британские музыкальные репортеры, от которых зависело распространение хороших или плохих новостей о той или иной группе.
Итак, вот трек-лист альбома. Все песни написал Марк Фарнер, кроме двух отмеченных ниже.
Сторона 1:
1). Country Road (4:20). Прекрасный умиротворяющий ритм-энд-блюз с совсем не умиротворяющей соло-гитарой по концовке. Возможно, это шедевр, песня очень хороша.
2). All You've Got is Money (5:12). Довольно-таки мрачный, но все равно достаточно живой блюз с очень проникновенным вокалом Фарнера, принуждающим к чему-то блюзовым гитарным соло, и всякими криками, очень подходящими по смыслу к первобытной обложке альбома.
3). Comfort Me (6:44). Очень задушевная баллада, на первый взгляд простая, но насамом деле с достаточно сложной конструкцией. Нет, все же Марк Фарнер в те годы умел сочинять шедевры.
4). Feelin' Alright (4:25). Эта песня как бы выходит из предыдущей, потому что той же тональности, но на самом деле это уже никакая не баллада, а чисто выраженный блюз с неутомимыми соло перед финишем. Автор этого блюза - Дэйв Мейсон из британской группы Traffic.
Сторона 2:
5). I Want Freedom (4:32). А это какой-то чисто американский госпел с религиозными распевками под орган вместо гитары. На виниловых выпусках песня выходила в укороченном варианте, но на первом же CD-выпуске в 1993 году к ней присовокупили вступление с болтовней музыкантов. Очень интересный, кстати, получился вариант, он мне больше нравится, чем виниловый.
6). I Can Feel Him in the Morning (7:13). И снова очень легкая баллада с церковными фрагментами на органе, чистым вокалом Фарнера и какими-то телками на распевках, потому что трудно предположить, что это сам Фарнер записал такие звуки в накладку к основному вокалу. Слова к песне написал барабанщик Дон Брюэр.
7). Gimme Shelter (6:19). Сочинение Мика Джаггера и Кейта Ричардса из The Rolling Stones. Песня и сама по себе хороша, но в исполнении «Гранд Фанков» просто убойна. Очень хорошо, что Марк Фарнер сообразил ее записать.
Бонус:
8). I Can't Get Along with Society (5:41). Эта песня, хоть и записана на сессиях к альбому – это видно по звучанию барабанов, - но ментально совсем к нему не подходит, она прекрасно смотрелась бы на предыдущем «Closer to Home». И совсем непонятно, почему до самого 2002 года эту песню не втиснули ни на один альбом, хотя бы в переработанном варианте, потому что это хоть и не шедевр, но вполне достойное Фарнера и его группы сочинение.
9). Footstompin' Music Jam (4:40). Этот вариант очень отличается от того, который попал в итоге на «E Pluribus Funk», причем, как минимум – двойным соло (повторяющимся два раза), весьма невыразительным, впрочем, в отличие от поздней версии. Да и Фарнер тут поет как-то с ленцой.
В общем, альбом «Survival» вполне годный к прослушиванию, особенно с первой стороны – в первых четырех песнях скрыто очень много интересных фишек, надо только вслушаться, желательно – на полной громкости. Ну, а «Gimme Shelter» - это вообще шедевр, правда, он подходит больше к следующему, хардячному альбому, а на этом – балладно-блюзовом, данная композиция смотрится немного странно.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О GRAND FUNK RAILROAD НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Дебютный альбом Grand Funk Railroad «On Time», 1969 г., записывался уже очень опытными музыкантами
«Красный Альбом» от Grand Funk Railroad уже в 1969-м году начал приносить группе миллионы
Grand Funk «Closer to Home», 1970 г., взял две «платины» и стал самым популярным альбомом группы
Grand Funk Railroad «Live: The 1971 Tour». На виниле этот альбом появился только 43 года спустя