Автор: Александрийский библиотекарь
Царь Батый окояный нача воевати Резанскую землю, и поидоша ко граду к Резани. И обьступиша град, и начаша битися неотступно пять дней. (…) А в шестый день рано приидоша погании ко граду, овии с огни, а ини с пороки, а инеи со тмочислеными лествицами. И взяша град Резань месяца декабря 21 день. И приидоша в церковь собръную пресвятыа Богородици, и великую княгиню Агрепену, матерь великаго князя, и с снохами, и с прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священическый чин огню предаша - во святей церкве пожегоша; а инеи мнози от оружиа падоша. А во граде многих людей и с жены, и с дети мечи исекоша, и иных в реце потопиша. И ереи, черноризца до останка исекоша. И весь град пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское и сродник их киевское и черъниговское поимаша. А храмы Божиа разориша, и во святых олтарех много крови пролиаша. И не оста во граде ни един живых, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша.
Всем привет. А и побродим, братие, днесь по городищу Старая Рязань и посмотрим, что остави нам черный декабрь в лето 6745-е от сотворения мира. Ну, или декабрь 1237-го года на наш счет.
Памятник впечатляет. Если кто там еще не был – го за билетами до Рязани, оттуда всего полсотни верст до городка Спасска. Совсем не крюк, согласитесь. Ну, а там уж всякий укажет дорогу на высокий холм на другом берегу Оки. 70 гектаров – это только сам город за стенами, которые когда-то вселяли уверенность жителям. Если посчитать с торговым и ремесленным посадом, то под сотню «га». Громадная площадь.
Поражающая пустотой сегодня. А 800 лет назад в столице Рязанской земли могло жить от 8 до 10 тысяч человек. Мегаполис по меркам средних веков. Внутри линии мощных валов были свои кварталы, свои церкви с кладбищами, даже свои пустыри и рощи.
Сами видите: все как у людей. А люди жили разные.
Где виды покрасивее – там селились которые познатнее.
Ну что ж, идеи нам близки: первым лучшие куски...
В середине 60-х годов прошлого века недалеко от Оковских ворот на схеме выше археологи в осыпавшемся склоне заметили толстый слой битого кирпича и следы огня. Словом, ученые были практически уверены: это результат батыева разгрома.
Здесь и разбили раскоп, получивший порядковый номер 7. И это было счастливое число. Археологов ждала усадьба зажиточного горожанина - считается даже, что боярина, - жившего в первой трети 13-го века. Уже на глубине пары штыков от нынешней дневной поверхности находились остатки большого дома: развалы глины, обломки кирпича, зола, уголь, обгоревшие дубовые бревна. Границы пожарища показали, что жилой дом был в длину около 13 метров.
А вот его точная ширина неизвестна, поскольку край мыса разрушен оползнями. Впрочем, по аналогии с другими древнерусскими городами того времени, можно предположить, что шириной дом был 7-8 метров. Как найти площадь Ленина? Надо длину Ленина умножить на ширину Ленина... Вот и мы... Считаем площадь дома – и у нас выходит около 100 «квадратов». Сгоревшее строение представляло собой деревянный сруб, обмазанный глиной – она как раз частично уцелела сама и сохранила для археологов отпечатки бревен. На полу и в горелом слое лежала масса кованых гвоздей – привет тем, кто свято верит, что древнерусские мастера всегда работали «без единого гвоздя». Полы были из утрамбованной глины.
Сравнив места расположения печей в домах разных древнерусских городов, исследователи предположили, что сама постройка была двухкомнатной. Отапливалось жилое помещение, а холодное было сенями или теплозащитным тамбуром перед входом в жилье. Хотя звучали мысли и про то, что неотапливаемое помещение – это спальня. Примеры вроде как тоже имеются - причем, в больших и богатых домах Новгорода 11-12-го веков. Криотерапия, похоже, в те времена была в моде... Но в нашем рязанском случае, похоже, это была все-таки не спальня - сейчас узнаем, почему. Саму же печку сложили из кирпича на глиняном растворе. Кстати, на некоторых кирпичах видны клейма мастеров. А вот трубы не было: русские избы и даже богатые дома в средние века, да и потом еще очень долго топились по-черному.
Так вот о холодном отделении. Оно тоже было интересным для археологов. Во-первых, в нем обнаружили следы стеночки, которая стояла поперек основных стен. По всему выходит, что в комнате был чуланчик для припасов и утвари. Там же были и ямы ниже уровня пола – явно «холодильники» для провизии. Рядом лежали два десятка замков и ключей, множество гвоздей и свитки бересты – без букв, увы. Но в Рязани есть и настоящая берестяная грамотка, о ней как-нибудь тоже стоит пару слов сказать. Для зерна в подполе выкопали отдельную яму, ее стенки обмазали глиной, чтобы не озоровали мыши. А на дне помимо остатков собственно зерна валялись кости животных, обломки посуды и древнерусских стеклянных браслетов. Эти последние - яркий маркер предмонгольского времени в Древней Руси.
Кроме того, «сени» могли быть еще и караулкой для охраны знатного обитателя дома: комната, конечно, холодная, но и в ней нашли совсем небольшой очажок.
Ну что, теперь идем смотреть надворное хозяйство нашего знатного хозяина. Рядом с остатками дома открыты несколько сгоревших срубов. Это были примыкавшие друг к другу клети размерами 1,7x1,7 м каждая. Этакие сарайчики, да с деревянным полом! Там нашли обугленное зерно, обломки амфор и пифосов - крупных сосудов для зерна - из Северного Причерноморья, обгоревший фрагмент деревянной емкости для зерна, две косы-горбуши, навесной замок с ключом и медный крест-энколпион. С другой стороны к дому примыкала еще одна постройка – покрупнее, где-то 3х2 м. Копавший усадьбу известный археолог Владислав Петрович Даркевич отметил отсутствие там какого-либо пола, а главное - заметно более темный цвет культурного слоя. Возможно, это был навоз. Стало быть, перед нами хлев или конюшня, решил исследователь.
Рядом могли находиться легкие летние стойла. А недалеко от скотного двора было то, что так любят настоящие археологи - хозяйственная яма, обмазанная изнутри глиной. Обычно там можно найти и сдать на анализ спецам кости, а если повезет, то и какие-то остатки продуктов. Еще лучше, если это вообще окажется мусорка – это настоящий клондайк для исследователя. В этот раз в заполнении ямы была масса костей животных, рыбья чешуя и обломки глиняной посуды нужного нам времени, 12-13-го веков. Сама территория домовладения была покрыта слоем плотно утрамбованной глины. Она защищала от грязи в непогоду и заодно выравнивала все неровности, дабы не преткнулась нога хозяина в собственном дому... Судя по всему, участок был разделен небольшим забором - возможно, на две функциональных площадки.
А дом со стороны двора, на северной и восточной стенах, вполне мог иметь балкон на столбах. Даркевич назвал его галерейкой; в архитектуре обычно применяется название «гульбище». Выходит, был и второй этаж?..
Планировка рязанского комплекса напоминает южно-великорусский тип застройки крестьянских усадеб. В глубине четырехугольного двора, окруженного оградой, стоял срубный дом владельца усадьбы, выделяющийся своими размерами. Кроме самого хозяина и его семьи, в нем, очевидно, проживали лица из непосредственного окружения феодала. (...) Боярский дом, стоявший на краю береговой возвышенности, можно было видеть издалека. Он вплотную примыкал к оборонительным сооружениям верхнего строительного яруса. (...) Помимо практических соображений обороны (отсюда видно на многие километры), на выбор места усадьбы не могла не повлиять открывающаяся сверху картина. Внизу можно было видеть прибрежную часть посада (сейчас здесь расположена деревня Старая Рязань), к северу и югу уходит вдаль изрезанный глинистыми оврагами высокий берег Оки, за рекой раскинулись широкие просторы заливных лугов с рассыпанными по ним многочисленными озерцами. На горизонте голубеют сосновые леса Мещерского края.
Сейчас следов усадьбы или 7-го раскопа на городище не разглядеть. Но если кто окажется в Старой Рязани, то оценить само место и слова Даркевича о красоте этих мест легко и сегодня. Дойдите до заметного издалека поклонного креста. Он посвящен - только не удивляйтесь - славянским просветителям Кириллу и Мефодию. Как и почему сей монумент попал в Старую Рязань - отдельный сюжет нашей сумбурной новейшей истории.
Для нас же важно, что поставили его аккурат в том месте, где в 13-м столетии жил наш боярин. Который, кстати, оставил после себя еще и клады. Но это уже другая история!
Читайте по теме средневековья: Загадочная крепостица на Донских берегах
И не забывайте про наш телеграм-канал