Заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии НовГУ Сергей Маленко и профессор кафедры Андрей Некита проанализировали феномен фильма Дмитрия Дьяченко «Чебурашка», премьера которого состоялась в 2022 году. Статья учёных вышла в журнале «Индустрия впечатлений. Технология социокультурных исследований».
— Актуализация образа Чебурашки в этот период полностью соответствует крайнему драматизму того непростого этапа, на котором находится Россия, — отмечают авторы исследования. — Это во многом объясняет возрождение массового очарования от советского прошлого и связанных с ним созидательных символов. Взрывной интерес представителей всех поколений к этой картине неразрывно связан со стремлением россиян к проверенным временем визуальным образам счастливой, спокойной и мирной жизни. С другой стороны, в стремлении преодолеть отчуждение и одиночество, которые являются главными внутренними вызовами для российского общества, посредством переживания советского опыта индивидуации, на котором формировались целые поколения, можно усмотреть действие мощного компенсационного механизма. Не будет преувеличением сказать, что история и образ самого Чебурашки являются настоящим брендом этого периода.
Учёные также проанализировали мифологическую, архетипическую составляющую истории о Чебурашке. Так, по мнению исследователей, сам Чебурашка олицетворяет собой архетип Ребёнка, Крокодил Гена – «Отец», а Старуха Шапокляк – «Мать».
— Сложности с идентификацией Чебурашки напоминают аналогичные проблемы детского сознания, для которого столь характерны периоды неопределённости и интенсивного вопрошания. Именно эти качества позволили советскому Чебурашке найти в своём ближайшем окружении столь же неуверенных в себе взрослых и детей, которые и составили первичный круг его общения. Как раз в «делании» общих дел, взрослые и дети, большие и маленькие, люди и животные, находят способы преодоления своего одиночества, что позволяет им заново переосмыслить социальную действительность и своё место в ней. Показательно, что и в новом «Чебурашке» тема одиночества оказывается ведущей. Однако, если советская история о Чебурашке учила зрителя способам коллективного и деятельного преодоления одиночества, то в киноверсии Дьяченко каждый из главных героев пытается за счет Чебурашки хоть как-то решить свои застарелые внутренние проблемы.
Ознакомиться с полным текстом статьи и другими публикациями журнала можно на сайте.