Кассиус Маркеллус Кулидж - американский художник, известный своими картинами с изображением собак, играющих в покер.
Родился будущий художник в штате Нью-Йорк в 1844 году. Его детство прошло на ферме в окружении животных. К живописи Кулидж пришёл не сразу. Его трудовая деятельность была поистинне разнообразной. Он служил и банкиром, и владел магазинчиком, и изобретателем успел побывать. Одно время работал на ферме и написал оперу о москитах. И даже рисовал комиксы для местной газеты.
Профессионального художественного образования Кулидж не получил, что не помешало ему увлечься живописью со всей серьезностью. И делал он это, кстати, на очень приличном уровне. Однако критикам искусство Кулиджа не понравилось. За глаза их прозвали "халтурой, что это никакое не искусство", а самый настоящий китч.
А вся история началась весьма банально. Сидя в кафе, Кулидж от скуки нарисовал собаку с глупым выражением на морде. Получившийся рисунок ему так понравился, что это стало новым увлечением. И в один прекрасный момент, карикатурные картинки заметил менеджер компании по производству сигар и предложил сотрудничество. Так увлечение положило начало чему-то новому на следующие десять лет. За это время художником был создан целый цикл забавных картин, посвящённых собакам, играющих в покер, бильярд или карты.
Одной из первых живописных работ в серии "Собаки играют в покер" стала картина "Помощь другу". За игральным столом собралась компания благородных представителей семейства собачьи. Ставки сделаны, карты розданы - и вот началась партия. Собаки словно люди из высшей знати. Каждая со своим характером, со своим отношением к азартной игре. Пока один пес вальяжно развалился на стуле, с весёлым легкомыслием увлечён творящейся вокруг атмосферой, двое других меланхолично и сонно смотрят в свои карты, словно старые джентльмены во время скучного вечера. А в это время доберман, покуривая трубку, словно Шерлок Холмс взявший след, зорко наблюдает за парочкой друзей бульдогов. И не зря. Под столом идёт мухлеж: один передаёт карту другому. Видно ставка в игре их очень интересует и они не прочь сорвать куш.
На часах уже второй час ночи. Пустые бутылки из-под дорогого алкоголя стоят рядком на комоде - значит игра идёт довольно долго. Парочке бульдогов уже не терпится выиграть, благо фишек они насобирали ну очень много за вечер.
Данное произведение художника стало очень популярным в те времена. Оно использовалось в качестве рекламы сигар. А немного позже, репродукции с данной картиной стали украшать чуть ли не каждый игорный клуб Америки.
Это не единственная картина Кулиджа, посвященная играм в покер. Есть ещё "Покерная симпатия". На ней бульдог пытается противостоять целой компании игроков. Но бедному псу ужасно не повезло. В расстройстве от проигрыша, он разбросал карты и опрокинул стакан с крепким напитком. Ему ужасно обидно. Три туза, и должен быть четвёртый, но нет. Выпадает двойка треф. Каре не собралось. Госпожа Удача отвернулась в последний момент! Какое коварство судьбы! Это даже отразилось на страдальческой морде пса. Он будто вот-вот заплачет от досады. Однако остальной компании весело. Их прищуренные глаза смотрят насмешливо и с высока на неудачника.
А вот картина "Игра в покер". Тут уже игра ведётся в дружеской интимной обстановке кабинета в особняке аристократа. Четверо породистых благородных джентельмена, покуривая кто трубку, кто сигару, неспешно ведут игру под элитный коньяк. Между ними завязалась интересная беседа. И даже карты на время были отложены. Все внимательно слушают рассказчика. Видимо беседа их занимает больше, чем сама игра на интерес.
Рассмотрим другую картину. "Новый год в Догсвилле". Судя по названию, действие разворачивается в небольшой провинциальном американском городке. Дамы в соломенных шляпка, украшенные лентами и цветами приглашены на танец красавцами кавалерами. Шерсть лоснится, хвосты причесаны, и даже бутоньерка из красных роз присутствует на груди джентельменов. На заднем плане мы видим как леди сидят за столами. Официанты суетятся вокруг, разнося шампанское. Праздник ещё только в самом начале.
Насколько же внимательно Кулидж относился к деталям в своих картинах. Каждый предмет выписал с филигранной точностью. Благородная цветовая палитра, выстроенная на сближенных тонах, правильная перспектива и грамотная светотень. И даже нельзя сказать, что художник - самоучка. Талантами не становятся, с талантом надо родиться. И это подтверждает Классиус Маркеллус Кулидж своими картинами.
Корреспонденты часто распрашивали Кулиджа о сюжетах его картин. Почему же собаки представляли чопорную американскую буржуазную аристократию. Да ещё и далеко в неприглядном виде. И только к старости художник признался, что терпеть не мог собак, а всю жизнь любил кошек. Вот такой была противоречивая натура художника.