Найти тему
Живой Космос

Raptor-3. Чудо заграничной техники

Сердцем любой ракеты является её двигатель. И у Starship этот двигатель называется Raptor. Самая мощная ракета в мире использует 39 таких изделия: 33 на первой, и 6 на второй ступени. И это число увеличится в будущем до 35 на первой ступени Starship-2, а у версии Starship-3 будет ещё и до 9 двигателей на второй ступени.

Новые версии сверхтяжёлой ракеты SpaceX 2 и 3 были анонсированы в связи с увеличением масса системы из-за усиления её конструкции, введения более сложной конструкции фильтров компонентов топлива, доработки топливных баков и так далее.

Все эти модернизации позволили провести успешное четвёртое испытание Starship, однако значительно увеличили сухую массу ракеты. Соответственно, уменьшилась масса полезной нагрузки (ПН), которую она может вывести на орбиту. А ведь Илон Маск заявлял, что его детище сможет выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) не менее 100 тонн ПН. Именно поэтому и появился проект «Starship-2».

Первый Raptor-3 по сравнению с Raptor-1 (слева) и 2 (справа) (SpaceX).
Первый Raptor-3 по сравнению с Raptor-1 (слева) и 2 (справа) (SpaceX).

Предполагается, что Starship-3, в свою очередь, сможет выводить на орбиту около 200 тонн. Хотя до этого, что совершенно очевидно, ещё ой как далеко.

Одним из ключей к успеху этого весьма сложного мероприятия являются двигатели Raptor.

В субботу, 3 августа, SpaceX впервые обнародовала изображения первого экземпляра новой, третьей версии двигателя для Starship: Raptor-3.

Одновременно были опубликованы несколько характеристик двигателя (некоторые уже были известны ранее, поскольку двигатель проходил испытания).

По данным SpaceX, Raptor-3 сможет генерировать 280 тонн тяги на уровне моря. Для сравнения: Raptor-2 может «делать» 230 тонн.

Удельный импульс, величина, которая говорит об эффективности двигателя, у второй и третьей версии более или менее одинакова, около 350 секунд. Но это не главное. Наиболее важным отличием является низкая масса Raptor-3. Она составляет 1525 кг. У его предшественника – 1630 кг.

Характеристики разных версий Raptor (SpaceX).
Характеристики разных версий Raptor (SpaceX).

Это улучшение может показаться не таким уж большим. Но умножьте эту разницу на 44. Это очень значительная экономия массы – 4620 кг!

Однако SpaceX подчеркнула, что это ещё не всё. Потому что одно дело — масса изолированного двигателя, а другое — масса всех связанных с ним систем, расположенных в ракете-носителе.

И в этом смысле разница колоссальная: 2875 кг у Raptor-2, и 1720 кг у Raptor-3.

Эта разница во многом связана с тем, что Raptor-3 не требует такой тяжёлой системы пожаротушения и теплового экрана, как его предшественники.

Внешний вид двигателя вполне отражает все произошедшие изменения. В то время как Raptor-1 представляет собой конус, обвешанный беспорядочным набором кабелей и трубок, чистые линии Raptor-3 кажутся почти совершенными (хотя если честно, серийный Raptor-3, скорее всего, не будет таким «идеальным», как тот, что на фотографии).

По словам Маска, все те сложные элементы конструкции, которую мы видели в первом Raptor, были перенесена во внутреннюю часть двигателя с помощью «самой передовой в мире» технологии 3D-печати металлами (Musk dixit). Хорошо ли это? Да, это красиво. Но теперь, для того чтобы получить доступ к любому внутреннему компоненту двигателя, проще всего будет разрезать его и сварить заново.

Как всегда, когда SpaceX представляет новинку, Маск анонсирует дальнейшие действия своей компании. Он заявил, что его цель — повысить эффективность вакуумного Raptor до достижения удельного импульса в 380 секунд.

Raptor не является ни самым мощным двигателем на жидком топливе в мире (эта честь принадлежит российскому РД-171М, который развивает тягу 740 тонн на уровне моря), ни самым эффективным (Vulcain 2.1 ракеты Ariane-6 имеет удельный импульс более 400 секунд).

32 из 33 двигателей Raptor 2 работают при взлёте IFT-4 (SpaceX).
32 из 33 двигателей Raptor 2 работают при взлёте IFT-4 (SpaceX).

Самое интересное в Raptor не это. А то, что это усовершенствованный двигатель замкнутого цикла со впечатляющей тяговооружённостью (отношение развиваемой тяги к собственной массе). Она равна почти 184, что делает двигатель настоящим чудом техники (у РД-171, например, это значение составляет примерно 85).

Тот факт, что Raptor-3 достигает своих показателей при такой малой массе и таком компактном объёме, является чем-то невероятным. Чем-то, что возможно благодаря самому высокому давлению в камере сгорания, которое достигает 350 бар.

Есть и ещё один плюс у этого изделия. Есть сведения, что цена Raptor-2 составляет 250 000 долларов. Для сравнения: за свой BE-4 Blue Origin просят не менее 10 миллионов!

Наблюдаем.

Всем добра.

Порадуйте детей/внуков👇

Ракеты — купить по низкой цене на Яндекс Маркете