Найти тему
Сноб

Шесть арт-объектов проекта «Быть здесь» — выбор «Сноба»

Оглавление

Проект «Быть здесь» проходит под открытым небом сразу в трех местах Подмосковья — галерее-недострое у поселка «Южная долина», в лесу поблизости и на территории парка-заповедника «Горки Ленинские». Более 40 объектов авторства 25 современных художников доступны зрителям всего месяц, до 15 сентября. «Сноб» — о том, на какие из вещей стоит обратить внимание.

Суть проекта «Быть здесь» заключается в переосмыслении места человека относительно природы, существовавшей задолго до наведения в ней людьми своих правил и порядков. В произведениях художники-участники попытались найти истину в отношениях с миром природы и подарить ей если не новое, то хорошо забытое старое звучание — вернуть отнятый прежде голос, замененный когда-то на молчаливую функцию исчерпываемого ресурса и декорации.

«Мутуализм», Юлия Парфенова

   Работа Юлии Парфеновой «Мутуализм»
Работа Юлии Парфеновой «Мутуализм»

Работа Юлии Парфеновой «Мутуализм» — это одна из частей целого маршрута-исследования художницы, который называется «Воздушные перспективы» и находится в лесу. Он проходит через все три выставочные локации и рассматривает варианты взаимодействия человека и среды. В каждой точке маршрута Юлия намеренно использует термины из биологии — «инквилинизм», «мутуализм», «симбиоз», — предлагая посетителю погрузиться в собственные размышления о вариантах взаимодействия человека со средой или даже острее ощутить себя ее частью. В основу идеи масштабной инсталляции вошла существующая в реальности элементарная зависимость всего живого от кислорода, главный производитель которого — фитопланктон.

«Эти микроводоросли я и воспроизвожу в гипермасштабе во всех своих объектах. В части “Мутуализм” они отражены в характере поверхности функциональных объектов на деревьях, они имеют поры, подобные панцирям фитопланктона. Гиперболизируя микромир, я подчеркиваю хрупкость экосистемы и задаюсь вопросом встраивания человека в нее на равных. Объекты “Мутуализма” вписаны в среду своего размещения, растворены в ней или являются ее продолжением. А последний медиум, использованный здесь, — это дыхательная практика. Это уже благостное влияние природы на нас, регуляция эмоционального состояния и восполнение физического ресурса», — рассказала «Снобу» художница.

Интересно, что изначально в точке леса Юлия хотела использовать керамику как медиум. Она в ее работах основная, потому что водоросли-диатомеи, производящие 80% всего кислорода на планете, имеют панцирь из кремнезема, а это ключевой компонент в составе керамической массы. Но в итоге Юлия пришла к тому, что использование керамики в лесной чаще противоречит идее невмешательства в экосистему, поэтому в части «Мутуализм» использованы материалы из садово-парковых методов лечения. Так, в местах повреждения коры деревьев художница сделала пористые «объекты-вставки», которые способствуют заживлению. Для двух более пораженных зон пришлось спиливать гниющие ткани и воспроизводить утраченные формы с помощью облегченного материала.

«Переводимость», Анастасия Мячинина

   Проект Анастасии Мячининой «Переводимость»
Проект Анастасии Мячининой «Переводимость»

В первом зале перед нами оказывается стеклянная витрина, внутри которой — листы бумаги. Они не простые, а сделаны из травы. Вокруг тоже трава, но уже в другом своем состоянии, лишь слегка тронутом человеком, — скошенная, она уже не растет в лесу, но и не преобразована людской рукой во что-то новое и функциональное. Объект «Переводимость» Анастасии Мячининой, пожалуй, многослоен. Это и про вторжение человека в естество природы, и использование ее в качестве подручных средств для собственных нужд. Но не всегда только для своих, ведь человек озаботился и сохранением того, что так долго уничтожал.

«Мой проект “Переводимость” — про альтернативные способы записи идей, недоступные человеческому знанию языки окружающего и пластичность знаков. Искусство ничего не должно объяснять зрителю. А взгляд извне на разные системы, пронизывающие человеческое существование, всегда полезен для чувственной “сонастройки” с внешним миром. Конкретно для этой работы я работала с травой, которая растет на местности. Она является здесь агентом природных, климатических и физических ритмов», — поделилась художница со «Снобом».

В этом смысле трава, превращенная в бумагу, сама по себе становится своего рода словарем и перечнем растений, которые произрастают в Подмосковье, а конкретно — в лесу окрестностей деревни Мещерино. Это имитация процесса каталогизации, который придумал человек, чтобы проконтролировать — для себя ли, для природы ли — то, сколько, что и где растет, живет и процветает. Если рассуждать о том, что идея схожа по замыслу с ведением Красной книги, то «Переводимость» — это буквальный поклон лесу, всего в 100 метрах от которого находится зал с инсталляцией Анастасии — здесь, как мы писали выше, обитает множество краснокнижных птиц и растений. Совпадение ли это или действительная задумка, история умалчивает.

«Про пасть», Ольга Божко

   Работа Ольги Божко «Про пасть»
Работа Ольги Божко «Про пасть»

Работа Ольги Божко «Про пасть» представляет собой керамические шипы в проемах на территории галереи-недостроя. Пожалуй, этот объект как нельзя лучше рефлексирует на тему границ природы и городской среды. Ольга создала буквальный портал между двумя мирами, обогатив его ощущением опасности и манящей неизвестности, использовав для этого такую фигуру, которая адекватна и миру человеческому, и миру природному. Эти «колья» одновременно напоминают и розовые шипы, и зубы — зеленые, в тон естественной лесной среде, но будто бы с каплями крови на кончиках.

«Моя работа называется “Про пасть”. Керамические шипы или зубы, расположенные на границе между внутренними пространствами, хрупкие, но опасные. Отрастившее шипы или оскалившееся неизвестное требует особого изучения и поведения — осторожности и внимания, чуткости и эмпатии. Какие последствия несут эти вторжения, куда выведут в будущем решения, сделанные сегодня», — объясняет «Снобу» свою задумку художница.

По словам Ольги, в этой работе есть еще один смысл, который выходит за пределы проблематики вторжения. Это история про дом и то, чем он может быть. Строго говоря, когда-то для человека домом был лес, а сейчас эту роль выполняют бетонные джунгли. Однако мы все равно тянемся к исходному коду, зачастую бездумно и эгоистично навязываясь в экосистему, давно начавшую жить своей жизнью. Наш старый дом уже не так гостеприимен, и вот мы задаемся вопросом: а где же наш настоящий дом вообще? Объект Ольги вызывает у зрителя сбой восприятия и нарушает привычное отношение человека к дому как к крепости и безопасному месту.

«Лесные духи», Светлана Метсо

   Проект Светланы Метсо «Лесные духи»
Проект Светланы Метсо «Лесные духи»

Природа и детские воспоминания о лесе как о таинственном, романтичном месте, где живут магия и сказка, послужили для Светланы Метсо вдохновением к созданию объекта «Лесные духи». Пользователи интернета знают эту заезженную фразу-мем о том, что океан изучен всего на 1%, но гораздо менее популярно говорить в этом ключе про лес, а ведь он ничуть не меньше окутан фольклором, вокруг него выстраивается много мифов, легенд и историй разных народов.

«Проект “Лесные духи” — это мое представление невидимых сил и функций природы. Очень важных, значимых и ценных для нас. А еще это напоминание о том, что вся окружающая нас природная материя — такой же живой организм, как и мы, и нуждается во внимании, заботе и уважение. Материалы выбраны не случайно, в них тоже есть подтекст. Дерево — это тело живого организма, а керамика — это его разум. Металл — ноги — это человеческое творение, заземляющее разум и тело», — поделилась со «Снобом» художница.

Скульптуры находятся в одном из помещений галереи-недостроя. Тем мифологичнее их место обитания — здесь нет окон и дверей, так что пространство можно интерпретировать как заброшенную бетонную избушку из сказок. Параллельный цивилизованному лесной мир от комнаты-жилища «Лесных духов» отделяет не самая толстая бетонная стена с необработанным проходом, сделай шаг — и ты уже по ту сторону. А когда темнеет, вся быль будто бы становится явью. Зрителю остается решать, жуткая это сказка или не очень.

«Мимикрия» и «Грибница», Анна Салимзянова

   «Мимикрия» и «Грибница» Анны Салимзяновой
«Мимикрия» и «Грибница» Анны Салимзяновой

Инсталляция Анны Салимзяновой для парковой зоны, которая примыкает к усадьбе Морозовой в Горках Ленинских, состоит из двух объектов — «Мимикрия» и «Грибница». Их объединяет то, что по сути они представляют собой классические парковые скульптуры, но в новом прочтении, отвечающем природным изменениям. Бетонный облик девушки с гроздью винограда — «Мимикрия» подстраивается под кору дерева. А парковые вазоны в «Грибнице» буквально превращаются в экосистему, как настоящие представители грибного царства.

«На территории усадьбы Морозова похожие скульптуры обитают как бы в естественной среде, в пристройке Шехтеля. Это вопрос первенства культуры по отношению к природе, то есть, может быть, иногда культурным объектам можно уходить в тень природы? Мои скульптуры, получается, пересекают границу своей среды обитания и оказываются в гостях. Мне были интересны вопросы приспособления на чужой территории. Это и про уважение к чужому, про умение слышать — ради контакта, взаимопонимания», — объясняет замысел художница.

Девушка, вручную выкрашенная точь-в-точь под кору дерева, меняет окраску ради того, чтобы существовать в новой для себя среде, — это адаптация, к которой дикие животные и растения прибегают в природе, как и люди в реальной жизни. Но важно, что это еще и о том, что ради обретения нового иногда стоит что-то отпустить. Другой вопрос, здоровое объединение ли это или все-таки потеря идентичности — где находится эта грань, должен решить для себя сам зритель.

«Летаргия», Елизавета Алексеева

   Скульптуры Елизаветы Алексеевой «Летаргия»
Скульптуры Елизаветы Алексеевой «Летаргия»

Скульптуры Елизаветы Алексеевой «Летаргия» гениальны в своей простоте — это шары из использованных пластиковых пакетов. Здесь можно говорить, конечно, и о повторном использовании: благодаря современному искусству этот пластик все-таки еще немного поживет. Но в первую очередь смотришь не на эту, позитивную сторону вопроса, а на масштаб. Шар из пакетов, будто снежный ком, катится по лесу — рано или поздно он настигнет своего создателя-человека. Под воздействием помощницы-природы работа частично поменяла форму — большой ком стихийно превратился в растекающуюся фигуру из пакетов, которые захватывают пространство вокруг себя.

«Мой проект — это рефлексия о современном масштабе потребления. Когда я увидела, что один человек в пункте выдачи посылок получал больше 50 покупок, из которых забрал себе только 2–3, меня это сильно впечатлило. Каждая посылка упакована в пластиковый пакет, который потом просто выбрасывается. Зрителей я тоже хотела впечатлить объемом использованных пластиковых пакетов как символов потребления, которые собирались где-то месяц небольшим количеством человек», — рассказала «Снобу» художница.

Действительно, с одной стороны, наличие пунктов выдачи товаров — это удобство современности. Мы экономим время на доставке, выбираем удобное расположение пункта, финансово это тоже зачастую выгоднее. Но в погоне за этими удобствами человек, как раб капитализма, забывает, что там, где начинается граница комфорта одного, заканчивается граница комфорта другого. И этот «другой» в нашем случае — как раз природа, «болеющая» от того количества неперерабатываемой упаковки, которое существует сегодня и даже не думает сокращаться.

Автор: Тамара Лорка