Нижний Новгород — город с богатым литературным наследием. Первый нижегородский автор, который приходит на ум, — конечно же, Максим Горький. Его слава росла стремительно, а после выхода пьесы «На дне» по популярности он сравнялся с Чеховым. Владимир Даль, Андрей Печерский (псевдоним Павла Ивановича Мельникова), Пётр Боборыкин, Владимир Короленко… — список имён писателей, связанных с Нижегородской землёй или рождённых здесь, можно продолжать. Нашим краем в своё время вдохновлялся Александр Пушкин, Александр Дюма (отец), и даже Льюис Кэрролл заезжал. Из наших современников вы точно знаете Захара Прилепина и Николая Свечина, по прозе которых ставят спектакли и снимают сериалы.
В новом выпуске проекта «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» вместе с журналистом Андреем Вовком говорим о литературе. Насколько в городе сильны традиции Горького, на чём зарабатывают писатели сегодня и чем вдохновляются?
Для обсуждения мы пригласили трёх героев:
- Сашу Степанову, писательницу
- Анну Сеничеву, поэтессу
Чем вдохновляет Нижний Новгород
— Для вас как для литераторов насколько Нижний Новгород вдохновляющий город?
Анна Сеничева: Я до сих пор живу в этом городе зачарованным туристом. Я здесь больше 25 лет. И каждый раз я смотрю и думаю, какой красивый город! Наш город самый красивый! Поэтому он — абсолютная любовь, вдохновение. Но мне больше пишется в деревне. Там одуванчики, река… уезжаем в Семёновские края. Если уж совсем искать место силы и вдохновения, то это всё-таки там, где Керженец. Но и Нижний.
Саша Степанова: Нижний Новгород, безусловно, очень вдохновляющий. Моя история с Нижним начиналась очень внезапно. Я гуляла по улице Черниговской, дошла до Мукомольного завода Башкирова и просто встала, остолбенев. Когда ещё были целы зернохранилища, и всё это было в такой своей разрушенной красоте. Я поняла, что хочу говорить вот про это — про места, которых, возможно, скоро не будет. И прямо сейчас так и происходит: этих мест в том виде, в которых их видела я, скоро не будет. А я сохранила их в текст, и для меня это было очень ценно. Ценно показать, зафиксировать город в каком-то времени неизменном, и чтобы он таким и остался.
Владимир Безденежных: Меня Нижний вдохновляет бесконечно! Я просто очень люблю город, со всеми его несуразностями, странностями, с какими-то историческими загогулинами и современным нововведениями. Я не вдохновляюсь никаким другим городом так. А Нижний можно раскрывать и раскрывать! От моих каких-то пацанских маршрутов 90-х годов до каких-то общих шикарных видов, которых нет ни в одном городе России, до его истории.
— Анна, Вы входите в жюри многих литературных конкурсов. Как оцениваете нижегородскую поэзию, какие имена можете назвать?
Анна Сеничева: Я ждала и боялась этого вопроса! Страшно обидеть кого-то. Давайте лучше порадуем. Для меня это — Марина Кулакова. Это мой учитель, мы соединились в очень нужный момент. Мне Марина Олеговна дала реально много знаний, когда я пришла в поэзию уже в свои 30 лет. Я не представляла, что этому можно учиться. Как это учиться стихосложению?! Но тебя же не удивляет, что на фортепиано надо учиться, что художники в школах изучают пропорции и так далее. А поэзии тоже нужно учиться. Вот Марина Кулакова стала тем учителем, который мне рассказывал, что в поэзии нельзя, а что можно. Для меня Дима Терентьев стал тоже таким значимым нижегородским именем. Я много про него слышала, наблюдала, но увидев его вживую, поразилась невероятными метафорами. В Арзамасе есть Надежда Князева. У неё тоже невероятные стихи. Всех остальных я тоже читаю, но кого-то в какой-то определённый период больше или меньше люблю. А вот эти три автора — пусть это будет три моих «нижегородских кита», которых люблю, читаю, очень уважаю.
— Саша, можете ли выделить кого-то из современных поэтов или писателей?
Саша Степанова: Хочется поговорить о тех, кого я знаю лично, и чьим писательским путём восхищаюсь. Это Арсений Гончуков, которого многие знают, наверное, прежде всего, как режиссёра, (Арсений Гончуков был героем прошлого выпуска программы «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» — прим. ред.) потом как поэта, но Арсений ещё и большой писатель — в редакции Лены Шубиной вышел его роман «Доказательство человека». Это роман в рассказах про то, как будет строиться взаимодействие нашего разума и разума искусственного интеллекта в будущем. Сейчас я как раз читаю книгу Артёма Роганова, его роман вышел в издательстве «Самокат». И это «янг эдалт» (дословно «молодые взрослые» — литература, рассчитанная на аудиторию в возрасте 12-20 лет. — прим. ред.) — жанр, который мне очень близок.
— Владимир, можете оценить уровень современной нижегородской поэзии и кого-то выделить?
Владимир Безденежных: Вообще нижегородская поэзия очень разная. Её достаточно много. У нас нет такой тенденции, что кто-то плетётся в хвосте кого-то. У нас очень много разных поэтов, есть очень интересные и сложные поэты, не очень понятные, при этом не менее прекрасные. Есть поэты-традиционалисты, поэты, которые пишут стихи красиво, есть поэты, которые пишут стихи непонятные, кто-то пишет стихи жёсткие. Есть те, кто пишет космические стихи, волшебные. Мне интересны все жанры. Я с удовольствием читаю Евгению Риц, например. Великолепная наша поэтесса с тонким чувством прекрасного. У нас много поэтов, которые пишут песни. Много поэтов, которые делают перформансы — не без этого. У нас всё представлено широко, это очень хорошо. Потому что любой человек может найти то, что ему максимально близко. Сказать про какой-то нижегородский текст я не могу пока. Просто, может быть, я его не вижу. Возможно, надо на большее расстояние отойти и оттуда делать анализ. Но то, что поэтов очень много, поэты хорошие, поэты известны не только в Нижнем Новгороде, но и вообще по России, и поэты, которые публикуются в очень серьёзных изданиях, литературных журналах — это есть, это очень хорошо! Говорят даже про нижегородский феномен, потому что у нас здесь расцветают все цветы и достаточно бурно.
Быть писателем — тоже работа
— Анна, Вы гастролируете по всей стране с платными концертами. Какая аудитория ходит на выступления?
Анна Сеничева: Обычно всё-таки это на 80% женская аудитория, 35-55 лет. Мужчины появляются в последнее время всё больше, но всё-таки поэзия — больше женская история.
— Чем зарабатывает профессиональный поэт?
Анна Сеничева: Концерты, книги, вот это некрасивое слово — мерч, — это футболки, диски. Изначально вообще было очень сложно. Как это? Вход на концерты платные?! А в 2016-м билет стоил 300 рублей. Но это работа, это титаническая работа! И да, я уже переросла этот период, когда казалось, что поэзию нельзя монетизировать.
— Саша, чем зарабатывают писатели?
Саша Степанова: Не писательством. Писатели зарабатывают всем, что их окружает. У меня это — литературное редактирование, корректура, преподавание писательского мастерства для взрослых, которые только приходят и пытаются разобраться, с чего начать и куда двигаться дальше. Это литературный коучинг, когда мы работаем с человеком один на один, и его роман рождается буквально у меня на глазах и с моей поддержкой. Такие источники, которые не связаны напрямую с моими книгами, но в то же время они произрастают из этих книг, дают мне опыт. А есть писатели, которые работают юристами, психологами, менеджерами, и это тоже совершенно нормально.
— Сейчас достаточно популярно такое направление, как Z-культура, Z-литература. Как вы относитесь к таким веяниям в литературе?
Анна Сеничева: Современная литература на то и современная, чтобы говорить, оставлять в наследие то, что происходит. Но сейчас происходит то, что есть. Поэтому поэты и писатели делают абсолютно правильно дело, протоколируют это со своего ракурса, как они это видят, как они это чувствуют, и это обязательно нужно, конечно.
— Владимир, как Вы считаете, насколько Z-литература — временное явление?
Владимир Безденежных: Это просто некий ответ. Я патриот, я не могу оставаться равнодушным к тому, что происходит. Я не могу залезть в раковину и не отвечать на эти вызовы. Я должен это отрефлексировать и сказать то, что об этом думаю. Так будет честно. Есть люди, которые думают совершенно по-другому, это их дело и пусть они сами разбираются в собственном совести. Z-поэзия — это часть поэтов, которые патриотически настроены, хороших поэтов, очень многие из них академические, которые раньше писали совершенно другую лирику, другие тексты, просто они почувствовали потребность высказаться.
— Сейчас поэзия зачастую и мультикультурна. Много соединений с музыкой, с дизайном…
Анна Сеничева: Лично у меня сейчас так, да, целая волна коллабораций. У Елены Фроловой выходит диск — песни на мои стихи. У Виолетты Лангас выходит модная коллекция — её дизайн, мои строчки. Дальше в планах коллаборации с блогером. Стык форматов — это интересно. Наверное, это мой собственный запрос — меняться, хочется развиваться, хочется чего-то большего.
— Саша, у вас была коллаборация с нижегородским художником Синим Карандашом. Как она вообще возникла?
Саша Степанова: Это была моя мечта. Я помню изображения Синего Карандаша на разных городских объектах ещё 10-летней давности. И они стали для меня очень сильно ассоциироваться с Нижним Новгородом. Мне хотелось поработать с этим художником, чтобы он сделал леттеринг, написал буквы для обложек «Двоедушника». Это такое небольшое подмигивание, намёк, сигнал жителем города, что эта история именно про Нижний. Я написал ему в соцсетях, он мне ответил, с удовольствием согласился поработать. И вот уже третья книга скоро выходит с его леттерингом. Надеюсь, ему тоже было со мной приятно и комфортно. Было бы здорово, если бы когда-нибудь «Двоедушник» всё-таки стал сериалом, причём снятым в Нижнем, который показывал бы все те места, о которых я писала. И тогда, мне кажется, моя миссия с этой книгой будет завершена.
«Не хватит эпитетов, чтобы описать Нижний»
— Нижний Новгород стал Культурной столицей 2024 года. Насколько город достоин этого звания?
Анна Сеничева: После 800-летия у нас попёрло! И новогодняя столица, и молодёжная, теперь культурная столица. Уже эпитетов не хватает! Да, конечно, он достоин. Город реально преобразился. Не зря же был в каком-то веке проект, сделать наш город реально географической столицей. И культурно мы тоже подтягиваемся. Сколько проектов потрясающих у нас проходит. И литературных, и киношных, кому, как не нам?!
— Может ли Нижний стать литературной столицей?
Саша Степанова: В городе, безусловно, очень много всего происходит, в том числе, уникальные вещи. Литературный фестиваль уже есть — «Вазари», он проходит под кураторством Арсенала. Это очень нишевый фестиваль текстов об искусстве. Но хотелось бы, чтобы в Нижнем был тоже свой большой литературный фестиваль. Вот мне как писателю это очень интересно. Потому что всё-таки пока есть некий перекос в сторону Москвы, хотя есть события и в других городах. Например, это фестиваль «Китоврас» во Владимире, «Белый июнь» в Архангельске. И все литераторы из Москвы и из Питера просто собираются и выезжают туда. Очень хочется, чтобы такая же история популярная, значимая, интересная для всех появилась и в Нижнем. И я думаю, что это рано или поздно произойдёт.
Владимир Безденежных: Нижний вполне достоин звания Культурной столицы. Я считаю, что у нас одни из самых лучших музыкантов. Нижегородское музыкальное училище закончило огромное количество рок-музыкантов, которых все знают. Выпускники консерватории — это музыканты мирового класса, они играют любую музыку, востребованы. Я считаю, что у нас всё хорошо и с театром, особенно сейчас. У нас фильмы снимаются. И это тоже правильно, потому что город красивый, город с историей. У нас книги начали о Нижнем Новгороде писать. Художники прекрасные, отличные художественные школы. В архитектуре — вообще все говорят о нижегородской архитектурной школе давно. Нижний Новгород давно готов и много лет стремился стать культурной столицей, и он такой и являлся всегда!
👉🏻 Посмотреть полную видеоверсию интервью можно в группе «Нижний 800» в соцсети «ВКонтакте».
👉 В предыдущих выпусках рассказали, кто создаёт выставки в Нижнем Новгороде, приоткрыли закулисную жизнь театров, разбирались в современном искусстве, обсуждали, в чём особенность нижегородских модных брендов, общались с нижегородскими юмористами и пересматривали фильмы, снятые в Нижегородской области. Следите за каналом «Нижний 800». Впереди — интервью с другими известными представителями нижегородской культуры.
💬 Пишите в комментариях, какие книги предпочитаете читать? Знакомы ли Вы с нижегородскими авторами?
✅ Поддержите статью и не забудьте подписаться на Дзен-канал. Здесь — про культуру, историю и современную жизнь Нижнего Новгорода.