маршрутом в сторону перевала Бечо. Об однодневных маршрутах Приэльбрусья, которые могут осилить люди со среднем уровнем физической подготовки я продолжаю свои рассказы.
Где это?
Приэльбрусье. Кабардино-Балкарская Республика
Как добраться?
Самолетом или поездом до г.Минеральные воды или Нальчик, а дальше на такси или автобусе до поселков Терскол, поляна Чегет или поляна Азау. От Нальчика ещё ходит маршрутное такси.
Мы ездили на автомобиле из г.Кисловодска, так как сейчас это наше новое пмж⏩️⏩️
Предыдущий рассказ, здесь:
Сколько времени нужно провести в горах с пользой для здоровья, здесь :
Дамами бальзаковского возраста эту весёленькую четверку «девочек» 59+
назвал один пограничник, сообщая коллеге о том, что на тропу вышла наша компания, мол, будь бдительным. И бдительным не в плане, что дамочки нарушат госграницу, а из соображений, что здоровье может дамочкам не позволить вернуться назад. 😅
Молоденький парень-срочник, наверно, и не предполагал, что сделал нам комплемент, ибо женщине бальзаковского возраста должно быть что-то в районе сорока лет, но никак не 59 (как самой младшей из нас) и не 68 (как самой старшей).
Тем не менее, возраст - не помеха тем, кто любит горы!
Сегодня мы приехали к мосту в конце села Тегенекли
к месту, где начинается экотропа,
Автомобиль оставили прямо при съезде с дороги:
По тропе мы прошли лишь небольшой участок пути. Об экотропе рассказ здесь:
Мы свернули с тропы влево и пошли верхней тропинкой в ущелье реки Юсенги, в сторону перевала Бечо.
Наши молодые друзья со своим собакеном, которому тоже пришлось полюбить горы😅 ушли быстро далеко вперед:
Перевал Бечо с давних времен известен, как часть торгового пути, соединяющего одноименную долину в Северной Сванетии (территория современный Грузии) и Баксанское ущелье.
Высота 3375 м. над ур.моря. Большую часть года перевал покрыт ледником и для пеших переходов доступен лишь летом.
В советские годы через перевал стали ходить туристические группы. Протяженность пути около 40 км от Тегенекли до грузинского поселка Зугдиди.
Но сейчас, к сожалению, в Грузию таким путем не попасть. И мы сегодня не пройдем и одну четвёртую часть этого маршрута.
✅Мы пройдем по тропе столько, сколько у нас хватит сил и вспомним горестные и в тоже время счастливые вехи истории нашего прошлого.
Эта тропинка видела не только торговцев и туристов.
🌱Во время Великой Отечественной Войны этой дорогой альпинисты эвакуировали работников Молибденового комбината Тырныауза, всего около 1500 чел., в том числе 230 детей.
Все это происходило тогда, когда гитлеровцы вышли к перевалам Главного Кавказского хребта и их подготовленные альпинисты установили фашистский флаг на Эльбрусе.
Эвакуация проходила 23 дня, с 11-го августа 1942 года по 2-е сентября. Группы до 100 человек сопровождали два альпиниста - ведущий и замыкающий. Переход подготовили заранее, обозначив тропу, альпинисты перекрыли трещины и промоины, во льду вырубили тысячи ступенек, провесили веревки и забросили часть продуктов в места ночевок. Не хватало снаряжения, теплой одежды и обуви. Погода в горах летом не стабильная, шли дожди и даже снег.
Через так называемую «куриную грудку» - самое сложное место на перевале – альпинисты несли детей на руках. А ещё каждый работник комбината и альпинисты несли на себе какое-то количество породы, способной укрепить броню наших танков и самолетов.
Я здесь хочу привести фрагмент из книги Игоря Ветрова «Перевал Бечо»:
«… Матери отдавали детей альпинистам, а те переносили их по очереди на руках - одного, другого, третьего…
Самых маленьких детишек несли в рюкзаках, иногда по двое. Привязывали сверху чем-то вроде сетки из марлевой ткани, чтобы ребенок не выпал.
В дело пошли простыни, полотенца. В опасных местах ими привязывали детей к себе… Приходилось альпинистам иногда перетаскивать на себе и взрослых… альпинисты, привязывая к себе веревками, тащили вверх тех, кому было особенно трудно: стариков, ослабевших женщин. Всем было тяжко. Раны, полученные Моренцом в боях под Москвой, напоминали о себе при каждом шаге. Сидоренко ни на минуту не забывал о своих ступнях с ампутированными пальцами. А людей еще надо успокоить, ободрить…»
Фото 6-9 иллюстрации к книге.
Совершенно неподготовленные люди в экстремальных условиях преодолели в общей сложности 40 км осыпей ледников с трещинами, узких троп на крутых склонах.
Во время эвакуации не потеряли ни одного человека!
В память об этом легендарном переходе установлен обелиск:
Именно здесь нужно сойти с экотропы и идти по лесу круто вверх.
В некоторых местах тропа достаточно крутая, и вдоль неё натянута проволока. Опасных и сильно крутых мест на тропе нет.
Под деревьями растёт черемша, она уже начала желтеть, но есть и молодые побеги.
Мы собрали немного молодых побегов к обеду.
Внизу шумит река Юсенги:
Тропа все идёт и идёт вверх:
На ней есть источники с хрустально-чистой водой:
Через два часа подъема мы вышли на широкую «малиновую» поляну с пограничным пунктом. Дальше проход только по пропускам. С поляны открываются великолепные виды на ближайшие горы!
Мы решили на поляне хорошо отдохнуть, перекусить
и набраться сил для следующего перехода.
На горизонте замаячила сосна, к которой лично меня сильно повлекло.
Нужно спуститься к реке, пройти вдоль неё, потом тропа идёт траверсом по склону, и в самом конце видимости - снова крутой подъем с большим набором высоты. Меня взяло сомнение: а дойду ли я до сосны, и потом - назад?…
Обед и малина нас расслабили. После обеда здорово подремать на поляне.)
Потом мы, забравшись в малинник, вообще, потеряли счет времени.
Одна ягодна завлекала, другая подмигивала, третья сама в рот просилась.
❌В итоге вся наша честная компания дам НЕбальзаковского возраста решила, что путь «к той сосне» будет пройден не сейчас, не в этом году.
Ребята с собакой, что ушли вперед, до сосны дошли, они видели вблизи ледники и перевал, а так же грузинскую территорию и стадо диких лошадей.
В тот день мы прошли совсем немного - 6,5 км в оба конца с набором высоты 337 м.
Когда мы шли по тропе вверх меня не покидала мысль о том, как здесь шли люди больше 80-лет назад не зная, что их ждёт впереди, с верой в лучшее и в победу, несмотря на то, что гитлеровский флаг развивался тогда над Эльбрусом. Тело мурашило от этих мыслей.
Все эти люди выжили, и жизнь пошла дальше…
А мы, спустившись,
дальше продолжаем путешествие по Приэльбрусью, завтра нас ждет ущелье, въезд на которое нужно преодолеть с помощью подъемника для автомобилей! Водитель остаётся в машине и его поднимают вверх вместе с авто.
продолжение следует…
Ваша, Ольга Жизнева❤️
#кудаПоехатьРоссия#активныйОтдых#