Большую часть своей истории христианские общины собираются для молитвы и богослужений в храмах. Эти священные здания принадлежат Церкви, поэтому их строительство и содержание – это забота по большей части только верующих.
Логично, что в экономической системе, одной из основ которой являются деньги, без них ничего сделать невозможно: строительные материалы продаются за деньги; иконописцы и люди, шьющие священные облачения, трудятся за деньги; за воду и электроэнергию коммунальные службы требуют деньги и т.д. Богатые жертвователи являются редкостью среди верующих, каковой редкостью являются вообще все богатые люди. Древнейшая норма приобретения и содержания собственности религиозной общины – это сбор десятины. Сейчас в Церкви никто не ставит вопрос о десятине, поэтому финансовый вопрос общин решается с помощью установления рекомендуемых пожертвований на различные требы.
Христиане, по большей части, – щедрые люди, поэтому во многих поместных Церквях, в том числе, и Русской Православной Церкви, епископы, священники, дьяконы и работники храмов могут позволить себе заниматься только делами, связанными с жизнью религиозной общины.
Многие, в том числе и некоторые священнослужители, возмущаются откровенно роскошной жизнью некоторых епископов, священников, игуменов и игумений, что, в принципе, справедливо. Но беспокоиться об этом не стоит – истинность православной веры от этого никак не пострадает, а Бог будет судить всех по их делам. Всем, кто роскошествует на деньги общины, Он скажет «восприял еси благая твоя», а всем, кто с благодарностью терпел лишения, даст вечную награду в Царстве Своем.
Более того, самое главное в Церкви каждый крещеный может получить совершенно бесплатно. Речь идет о спасении души, то есть, о принятии истины, покаянии и очищении от страстей. На Литургию, где можно исповедаться и причаститься, пускают всех. Двери храма никто ни перед кем не затворяет, что в прежние времена применялось к определенным категориям кающихся и опоздавшим. Можно всегда прийти на службу и пожертвовать на храм ровно столько, сколько позволяет доход. Именно об этом Иисус Христос говорит апостолам:
«Даром получили, даром отдавайте».
Есть также мнение, что храмы, облачения, панагии, митры и кресты священнослужителей слишком роскошны: мол, лучше все средства, которые потрачены на красоту обрядов, раздать больным и нуждающимся.
Что касается дороговизны благолепия, в современных православных реалиях это не совсем так. Есть и золотые распятия с бриллиантами, но, как правило, всю красоту изготавливают не из каких-то там драгоценных материалов. Значительная часть цены благолепия – это деньги за труд мастеров. К тому же, храм – это второй дом христианина, а на собственный дом никто никогда не скупился. В старинные времена благочестивым богатым христианам было стыдно жить в домах, более роскошных, чем храмы, в которых они молились.
На ропот о тратах на красоту службы и нуждах нищих недвусмысленно отвечает Евангелие. В преддверии спасительных Страстей Господних, когда сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром, на возмущение Иуды Искариота Господь ответил, что верующий всегда имеет рядом с собой нищих и, таким образом, намекнул, что Спаситель уж точно заслуживает такой почести, а любящие Его вполне заслуживают того, чтобы выразить свою любовь с помощью чего-то драгоценного и прекрасного. Действительно, Бог создал всю материю, из ее части создал растения, а люди изготовили из растений благоухающее масло. Раз Бог пошел пострадать и умереть за наши грехи, то и нам не должно быть жалко части материи, которую Он сотворил, чтобы посвятить ее Ему.
Также Мариино миро христианская мысль сравнивает с монашеством. Иноки – это люди, живущие на самообеспечении и дающие пользу людской цивилизации постольку-поскольку. Значительную часть времени они посвящают молитве, что для Бога более ценно, чем наша цивилизация, обреченная, к тому же, на уничтожение.
Каждый, кто возмущается количеством денег, потраченных на красоту церковной службы, пусть проверит, не говорит ли в его сердце тот же голос, что говорил в Иуде Искариоте. И пусть такой человек, вслушавшись в слова Иисуса о постоянной близости к нам нищих, проверит на излишества прежде всего себя: раз ты такой заботливый, не указывай другим, куда тратить деньги, а позаботься о нуждающихся сам.
Но вот, допустим, кто-то хочет принять святое Крещение. Даже если предположить, что такой человек совершенно малоимущий, он вполне может сказать об этом священникам или работнику храма, который наиболее связан с заказами треб. Пожертвование могут уменьшить или вообще не брать. Если желающий принять крещение вполне здоров, но на момент своего желания является безработным, то в благодарность за исполнение требы он может помочь по храму.
Опять же, если священник уже знает какого-то бедного человека в качестве постоянного прихожанина, он не будет брать с него за совершение какой-то требы деньги.
Теперь посмотрим на жизнь священника: вот он всех желающих крестит, исповедует, причащает (в том числе, и на дому), необходимое время служит в храме. Исполняется базовое священное служение, а в перерывах пастырь занимается еще и своей семьей. И тут человек, которого в храме вообще не видно, просит освятить, например, квартиру. С чего ради священнику делать это просто так? Раз такой проситель не хочет ходить в храм, пусть хоть ради своей души подаст милостыню на нужды общины.