Долго ли, коротко ли шла эволюция животных, но в итоге она пришла к пяти современным эволюционным линиям, хотя и родственным в незапамятной древности, но весьма далеко разошедшимися за миллионы лет эволюции. Как я уже сказал в заголовке статьи этих линий пять: Губки, Стрекающие (Книдарии), Гребневики, Пластинчатые и Билатералии. Первые четыре линии составляют не более 1% видового разнообразия и около 0,5% общей биомассы животных. Всё остальное - это пятая линия - линия Билатералий.
Губки - это, собственно, ещё не животные, а их прототипы. Тесная колония клеток 5-6 типов всё-таки ещё не до конца стала единым многоклеточным организмом, у которого выделяются различные типы тканей. Произошли губки от ранних протерозойских Заднежгутиковых одноклеточных, похожих на нынешних Хоанофлагеллят. Хоаноциты современных губок до сих пор весьма и весьма схожи с древними одноклеточными предками и родичами животных. Эти самые древние Заднежгутиковые в один прекрасный момент (который, скорее всего растянулся на немалое количество миллионов лет) решили жить вместе. Так, наверное, получалось веселее и сытнее. Только у такого совместного житья был один существенный недостаток - губки лишились подвижности своих одноклеточных предков и опустились на грунт, чтобы стать мирными донными фильтраторами.
В принципе, тогда (800-900 миллионов лет назад, а, скорее, даже раньше!) было что фильтровать. Жизнь уже достаточно давно оторвалась от поверхности бактериальных матов и в придонной взвеси хватало вкусных одноклеточных эукариот, которые ещё не дошли до мысли о многоклеточном или хотя бы колониальном организме. Те же красные водоросли, которые многоклеточные формы начали образовывать ещё 1,4 миллиарда лет назад, были уже банально несъедаемы губками, которые просто не могли поглотить организм, который превышает размерами отдельной губочной клетки, которые и обеспечивают питание всего организма. И очень долгое время у губок как у данных фильтраторов не было конкурентов вовсе. Они, конечно, появились позже и были куда более эффективными, не просто пассивно фильтруя питательные частицы из воды, но и сами создавая нужный водный ток.
Неподвижные губки используют два способа расселения на новые места обитания. Оба непосредственно связаны с половым размножением. Первый - это так называемое "кипение" - выброс взрослой губкой целой тучи половых клеток в окружающее пространство. Клетки эти могут быть только мужскими (тогда их задача всего-навсего добраться до соседней губки), а могут быть и мужскими и женскими (да ещё и с добавлением вспомогательных жгутиковых клеток, которые если что оттранспортируют половые клетки куда надо). В последнем случае образующиеся зиготы могут быть отнесены морскими течениями достаточно далеко. В процессе такого плавания (и в результате внутреннего дробления образованной зиготы) получается личинка, которая представляет какое-то подобие взрослой губки, но вывернутой наизнанку и по этой причине способной к передвижению. К слову, во втором случае расселения из тела взрослой губки выходят уже готовые подобные личинки.
Они действительно как бы вывернуты наизнанку. У взрослых прикреплённых особей жгутиковые клетки (уже упомянутые хоаноциты) в основном располагаются внутри тела губки. У личинок жгутиковые клетки, благодаря относительно согласованному движению которых эти личинки (целобластулы, паренхимулы или амфибластулы) могут достаточно резво перемещаться в водной толще, находятся снаружи тела. Когда личинка опускается на дно и прикрепляется, её внутренние и наружные клеточные слои как бы меняются местами. К слову, наиболее популярной версией происхождения всех остальных типов животных является версия их происхождения именно от личинок губок. Но об этом в следующей статье цикла.