Я уже писала о пользе плохих книжек для кинематографа, что их не жалко "сдать в поликлинику на опыты":
А теперь расскажу о, так сказать, личной пользе от них. Тем более, что повод имеется, хоть и грустный — годовщина ухода Дианы, принцессы Уэльской.
Годам к пятнадцати в библиотеках домашней, школьной и районной я перечла всю приключенческую литературу. И стала искать "чего бы ещё почитать".
Как раз в это время в России появились вот такие книжечки в мягкой оранжевой обложке:
Нашлись они у разведенной мамы моей школьной подруги, и она готова была с нами делиться.
Когда прошло приятное впечатление новизны, я поняла: во-первых, все сюжеты повторяются по одной и той же схеме. А во-вторых, мне эти "сопли в сахаре" абсолютно не нравятся.
"Вредный хлам! Никогда это мне не пригодится!" — заявила я и перешла на классическую литературу и, как ни странно, сказки.
Я ошиблась. Пригодилось, причём не один раз.
В моей новой школе, куда я поступила в 10 класс, от нас потребовалось написать годовую творческую работу. (Школа у нас была не совсем стандартная. Кстати, там до меня учились Виктор Корчной, Иосиф Бродский, Владимир Рекшан и другие. Немного о школе "моего" периода писала здесь.)
Я тогда сочинила рассказ, частично основанный на истории той моей подруги. Юная девочка начиталась Барбары Картленд, поверила в большую-чистую-светлую любовь "как в книжках". Сами понимаете, чем это всё для неё кончилось.
Моя героиня получила разочарование, Картленд получила от меня клеймо "вредного чтива", а я сама получила нужный мне зачёт.
Сейчас, с высоты жизненного опыта, я бы не стала так клеймить сверхплодовитую писательницу (723 книги, из них 657 любовных романов!). У меня даже вроде уважения к ней появилось (она, кажется, была умнее, чем её книжки). Читать её снова, конечно, я бы не стала. Но и в бедах, и в повседневных трудностях, многим людям нужно что-то лёгкое и незамысловатое, чтобы отвлекаться и восстанавливать ресурс. Кому-то помогают жить и воскресать любовные романчики Барбары Картленд? Спасибо ей, что написала их так много! Иронические детективы Дарьи Донцовой, которые "книжный продукт, не содержит здравого смысла"? Почему бы нет, если они дарят кому-то радость? Развлекательный контент в Ютубе и Тик-Токе? То же самое!
Несколько лет назад у м е р друг нашей семьи. Он был даже не моим другом, а другом мужа — но я месяцами не могла прийти в себя. Потому что это был человек, как никто другой похожий характером на меня саму. Получается, что у м е р ты сам...
Я тогда упала в фанатство по "Звездным Войнам", хоть до того была к ним равнодушна — да и не фанатела ни от чего даже в подростковом возрасте.
И познакомилась с Фикбуком. Спасибо, милые писатели-фикрайтеры, талантливые и не очень! Вы подарили мне ресурс, и я смогла вылезти из той ямы, в которой оказалась!
Я и сама тогда написала несколько дурашливых фанфиков по последней трилогии "Звездных войн". Для одного из них мне потребовалось уточнить порядок реверансов при Британском королевском дворе (не спрашивайте, долго объяснять)). Ну, вот это: Кэтрин Миддлтон, тогда ещё герцогиня Кембриджская, была рангом ниже, чем урождённые принцессы Беатрис или Евгения Йоркские, и должна была делать перед ними реверанс. Это если она была одна. А если Кэтрин была с мужем, принцем Уильямом, то её ранг становился равным ему, и уже принцессы делали ей реверанс.
Так постепенно зацепила меня тема Британской королевской семьи. И там никуда было не деться от тени Дианы, принцессы Уэльской.
Я помню прижизненное преклонение всего мира перед ней: добрая, красивая, несчастная. Святая. Помню шок и горе 31 августа 1997 года и последующих дней.
Того обожествления давно нет. Те, кто помнит о ней, больше стараются исследовать леди Ди как историческую личность: что, откуда, как и почему?
Например: как она решилась выйти замуж за принца Чарльза? Она что, не знала про его любовницу Камиллу? Или знала? Но почему?
Для меня всё "со щелчком" встало на место, когда я узнала: Диана Спенсер в юности не читала ничего, кроме романов... Барбары Картленд! Сама писательница — между прочим, тёща графа Спенсера, мать его второй жены Рейн Маккоркодейл — говорила: "Диана читала только те книги, которые были написаны мной. Что ни говори, а это не лучший выбор".
А что в тех книгах? Там есть главная героиня, юная невинная девушка. Есть потасканный в любовных приключениях, не очень молодой, но очень благородный джентльмен. Есть его старая любовница-злыдня. Герой влюбляется в героиню, женится на ней, бросает свою грымзу. Эти три пункта могут идти в разной последовательности (сначала женился, потом влюбился...), но они обязательны.
Судя по последующим событиям в жизни Дианы, я не так уж неправа была в свои пятнадцать, называя романы Барбары Картленд вредными. Любимой книжкой Дианы, кстати, была "Невеста короля". И даже если она знала про Камиллу — та идеально вписалась в "картину мира" Дианы.
Понять значимую историческую персону — это уже очень хорошо. Но когда я соприкоснулась с Дианой, я поняла не только её. Я осознала, что один очень значимый в моей жизни человек, с которым мне было всегда сложно, был — точнее, была — вот такой же "принцессой Дианой". Доброта и благотворительность во внешнем мире, эмоциональная нестабильность, ранящая близких — дома. Понять, простить, идти дальше.
Спасибо нескольким плохоньким романчикам, которые я прочла в пятнадцать лет...
(Мне страшно думать о том, какую контекстную рекламу я буду получать после поисков иллюстраций для этой статьи... Оказалось не так всё плохо — мне предлагают не что-то сопливо-романтическое, а украшения из сапфиров в окружении бриллиантов))