Найти в Дзене

О пользе плохих книжек

Я, как и многие, очень-очень жду скорого показа нового фильма студии Гибли — "Мальчик и птица" (а до этого семь лет мы ждали его же под названием "Как поживаете?") И никто не сомневается, что это будет шедевр. Потому автор — сам Хаяо Миядзаки. А я помню, как три года назад ждали предыдущий фильм Гибли — "Ая и ведьма". Только ожидание было совсем другим. Потому что режиссёром был всего лишь Горо Миядзаки, совсем не гениальный сын гениального Хаяо. И, главное, этот сын покусился на святое святых своего отца — фирменную рисованную анимацию Гибли. 3D CG под знаком Гибли — это кощунство. А потом фильм вышел. И как раз 3D анимацию раскритиковали не слишком сильно (сужу по фанатскому сообществу): "Это не так плохо, как казалось изначально". Либо уже примелькалось (постеры, трейлеры), либо просто люди увидели нечто худшее, чем компьютерная картинка — сам сюжет. "Это вообще не полноценная история, она обрывается не пойми где!" — можно так вежливо резюмировать все высказанные мнения. Мне повезло

Я, как и многие, очень-очень жду скорого показа нового фильма студии Гибли — "Мальчик и птица" (а до этого семь лет мы ждали его же под названием "Как поживаете?")

И никто не сомневается, что это будет шедевр. Потому автор — сам Хаяо Миядзаки.

А я помню, как три года назад ждали предыдущий фильм Гибли — "Ая и ведьма". Только ожидание было совсем другим. Потому что режиссёром был всего лишь Горо Миядзаки, совсем не гениальный сын гениального Хаяо. И, главное, этот сын покусился на святое святых своего отца — фирменную рисованную анимацию Гибли. 3D CG под знаком Гибли — это кощунство.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

А потом фильм вышел. И как раз 3D анимацию раскритиковали не слишком сильно (сужу по фанатскому сообществу): "Это не так плохо, как казалось изначально".

Либо уже примелькалось (постеры, трейлеры), либо просто люди увидели нечто худшее, чем компьютерная картинка — сам сюжет. "Это вообще не полноценная история, она обрывается не пойми где!" — можно так вежливо резюмировать все высказанные мнения.

Мне повезло — гнева аниме у меня не вызвало. Потому что в качестве подготовки к просмотру я прочла книгу.

И это тот самый случай, когда фильм лучше книги. Все недостатки "Аи" — недостатки книги. Это Диана Уинн Джонс, автор "Ходячего замка Хаула", написала неудачную книгу. Возможно, написала бы удачную — но умерла, оставив историю незаконченной.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Горо-сан не стал сочинять возможное продолжение жизни Аи после смерти Дианы. Он раскрасил тот кусок жизни, который был ему дан. Добавил ему энергию музыки. И рассказал о прошлом и настоящем тех двоих, что забрали Аю из приюта.

Я наткнулась на пространный комментарий про "Аю и ведьму" от профессионального сценариста, которая всмотрелась в сцены Беллы Яги и Мандрейка (человек явно умеет "читать картинку"), вслушалась в музыку:

Меня-таки накрыло вау-эффектом... Получается безумно крутая и грустная история... Тут надо понимать тексты песен, которые исполняет мать Аи. Песни больше не существуют в вакууме, а накрепко вмонтированы в повествование.
Из обсуждений ВК
Из обсуждений ВК

Но это история Ведьмы, а история Аи, которая на первом месте, по-прежнему куцая. И обычный зритель не разглядит всю глубину линии Ведьмы с первого просмотра, а второго просмотра он не захочет по понятным причинам...

Так в чём ценность таких плохоньких-слабеньких книжек, как "Ая (то есть Эрвиг) и Ведьма"?

А в том, что их — не жалко. Не жалко "сдать на опыты", то есть использовать для эксперимента. Эксперимента интересного, но, скорее всего, проигрышного. Например, эксперимента по созданию 3D фильма на студии Ghibli. У любой хорошей книги есть свои поклонники, которым не понравится не только неудача самого фильма, но и то, что книгу раскромсали.

И кто скажет, что экспериментировать, начинать что-то новое — нельзя? Хоть Горо Миядзаки, хоть кому-либо ещё? (И даже поддерживать работу студии, сделав недорогой и быстрый фильм, пока папа годами вырисовывает свой шедевр).

Человек, который всю жизнь находится под давлением отца — и всего мира.
Человек, который всю жизнь находится под давлением отца — и всего мира.

Горо никогда не будет столь же гениальным, как его отец. Он знает это, поэтому никогда не хотел заниматься мультипликацией. Но если смотреть на него "в отрыве" от отца, видно, что Горо вовсе не бездарен. Тосио Судзуки, основатель и президент студии Гибли, что-то разглядел в нём и почти насильно затащил в анимацию. И доверяет ему до сих пор.